«Рига» — история развития советских мотоциклов
Свое начало известные на советском пространстве мотоциклы “Рига” берут еще в далеком-далеком 1927-ом году, когда в столице Латвии было основано первое частное предприятие страны. Специализировалось оно на массовом производстве велосипедов и запчастей к ним. Было одним из лидирующих в этой сфере в масштабе страны. Пока в 1940-ов году не пришла насильственно к власти красная номенклатура и не экспроприировала завод, сделав его частью теперь уже государственной промышленности.
Пережив войну и продолжив производство самого экологичного и здорового вида транспорта, в 1958-ом году завод пережил перепрофилирование, а в 1963-ем получил режущее для нашего уха название “Саркана звайгзне”, что в переводе означает “Красная звезда”. Теперь предприятие было ориентировано на производство и выпуск мопедов и мотоциклов.
Содержание
И пошло-поехало
“Рига-1”. Родоначальник
Был выпущен в упомянутом 60-ом году. Для опыта и приобщения к передовым конструкторским решениям было совершена на одна поездка по обмену опытом в чехословацкий мотозавод “Ява”, чья продукция уже успела полюбиться многих жителям СССР.
Оттуда же был привезен и забугорный двигатель, который и считается основой успеха “Риги” в народе. Выпускался с 61-го по 65-ый года, количество экземпляров — около двухста тысяч. При массе в 45 кг и объеме бака в 6 литров мог разгоняться до 45 км/час.
“Рига-3”.
В 61-ом году был выпущен первый советский мотовелосипед “Гяуа”, который быстро покорил сердца миллионов советских мальчишек. А по документации он шел как модель “Рига-2”.
В 65-ом году произошла смена поколений и на место “Риги-1” заступила “Рига-3”. Двигатель ему поменяли на отечественный, что резко сказалось на качестве самого мотоцикла, и на его популярности в народе. Но несмотря на это, мощность самого транспортного средства возросла. Теперь он мог разгоняться до 50-ти км/час.
“Рига-4” и “Рига-5”.
Следующий мопед в поколении, по сути, ничем не отличался от своего предшественника, кроме нескольких новых инженерных решений, которые, впрочем, разницы не делали. Выпускался с 68-го по 74-ый год.
“Рига-5” обладал уже более заметными изменениями и инновациями. Для начала стоить отметить новый дизайн. Был поставлен новый двигатель, увеличивающий подвижность мопеда.
“Рига-7”
Основное новшество — двигатель новой модели. В целом, остальные изменения были либо косметического характера, либо же не вносили в конструкцию мопеда каких-либо серьезных новшеств.
“Рига-11”
И снова без существенных изменений. Разве что было принято несколько неудачных решений относительно конструкции мопеда. Например, топливный бак теперь был размещен под багажником.
А это существенно осложняло движение вверх, если дорога была достаточно крутая. А рама оказалась хрупкой, непрочной и весьма недолговечной.
“Рига-12”
Теперь мопед мог лучше преодолевать сложные участки дороги. Существовали версии с различными вариантами крепления топливного бака.
“Рига-13”
Развивал скорость до 40-ка км/час. В отличие от предыдущих моделей обладал хорошими фарами, в управлении стал более комфортабельным. Но теперь появилась проблема с зажиганием, которое из-за недостатков двигателя часто сбивалось или переставало работать.
“Рига-16”
Отличился самой удачной версией двигателя из всех выпущенных моделей. Теперь ход стал плавнее, управление отзывчивей, а сама езда — гораздо более комфортной. Также поменяли конструкцию руля и впервые установили на мопеде заднюю фару.
“Рига-17С”
Выпущен в 1983-ем году. Существенно возросла мощность двигателя — до 16.5 л.с. Такие показатели позволили достигать максимальной скорости в 100 км/час, что для мопедов было просто заоблачной цифрой.
Но надо отметить, что данная модель предназначалась более для спорта и различных мотосоревнований, чем для гражданского использования.
“Рига-22”
В отличие от “Риги-17С” данную модель можно считать прямым продолжением шестнадцатки. Отличался новым типом двигателя. Нововведения позволили значительно улучшить коробку зажигания, что положительно сказалось на надежности запуска двигателя. Сам мопед мог разогнаться до 50 км/час и имел топливный бак емкостью в 8 литров.
“Рига-26” или же “Pura mini”
Выпущен в 82-ом году, был гибридом мопеда и мотороллера, совмещая в себе достоинства как первого, так и второго.
После определенных манипуляций, становился удобным для езды 6-летного ребенка. Хотя кто такую мелочь пустит за руль.
“Дельта” и “Рига SZ-80”
В 86-ом году продолжили выпуск основной серии мопедов. Продолжателем дела стала “Дельта”, отличавшаяся кричащим цветастым дизайном и хромированными деталями.
Более интересным в плане инноваций можно считать “Ригу SZ-80”, пускай она и выпускалась параллельно основной серии. По ходу ее производства сотрудничали с мотозаводами ГДР, где была приобретена лицензия на новый движок. Отличался очень высокой скоростью, как для мопеда, — где-то около 120-ти км/час. Также имел в распоряжении двухместное сиденье и отличные по советским меркам гидравлические тормоза.
Заключение
Дальнейшая судьба “Саркана звайгзне” незавидна. После распада Советского Союза дела шли все хуже и хуже, пока в 98-ом году предприятие и вовсе закрыли.
Ныне там разруха. Что, впрочем, не отменяет того факта, что раньше там кипело производство и миллионными партиями по всему СССР расходились любимые и популярные модели мопедов, на которых выросло не одно поколение мальчишек.
Полный пиздежь. Все в одной куче, и мопеды и мотовелосипеды, хотя разные по конструкции координально.