«Ява» — как знакомство с советским рынком загубило мотоконцерн

Довоенное начало

Старт своей истории мотоциклы “Ява” берут уже в совсем далеких 1920-ых годах. Тогда в Чехословацком городке со специфическим названием Тинец-над-Сазавоу владелец одноименного концерна Франтишек Яничек заключил сделку с немецкой фирмой Wanderer. Начала она с массового выпуска мотоциклов, но теперь переходила на производство легковых автомобилей. Требовалось больше места в цехах, поэтому под нож, так сказать, пошли техника, которая до этого занималась мотоциклами. Также надо было и сбыть целый склад деталей и запчастей, уже ставших ненужными.

Один из первых образцов мотоцикла

Яничек и его желание расширить свой бизнес пришлись как нельзя кстати. Был заключен договор, Франтишек довольно потирал свои руки. В Европе тех годов двухколесный моторный товарищ был в ходу и пользовался спросом. Но с выпуском первой модели “Явы” на поверхность вылезли все недостатки сделки. Производство мотоцикла обходилось дорого, поэтому и на рынке ценник был соответствующим. Но не обладая какими-то явными преимуществами над конкурентами, в продажах он провалился. За три года было сбыто только немногим более тысячи экземпляров.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Нужно было срочно предпринимать действия по спасению только что вышедшей, но уже утопающей марки мотоцикла. Само название, кстати, было придумано очень просто и немудрено — взяли первую букву фамилии владельца концерна “Я” и первые две буквы немецкой фирмы, которая продала свои технологии — “Ва”. Их сложили вместе и вышло знакомое многим “Ява”.

Чтобы продержаться на плаву и выйти в прибыль, было решено немного снизить обороты, и выпускать модели попроще. Как следствие — мотовелосипед “Ява-робот”. Именно он позволил завоевать популярность на европейском рынке. Простой в конструкции, относительно недорогой, а из-за своей классификации на него не нужно было получать права и покупать номерной знак. За первый год было распродано больше экземпляров чем у первой “Явы” за все время его выпуска. Всего до войны было куплено около 15-ти тысяч копий.

Работы в военный период. Легендарный “Ява Перак”

История, достойная голливудской экранизации

Когда немцы оккупировали Чехословакию, все заводы, выпускавшие мирную продукцию, были переведены на военные рейки. Не стал исключением и концерн в Тинец-над-Сазавоу. Им поручили выпуск авиационных деталей, а также бомб и снарядов.

Более новые образцы мотоцикла

Производство гражданских товаров было строго запрещено, любое нарушение в этом плане каралось максимально сурово — смертной казнью. Пунктуальные и педантичные немцы даже брали с каждого работника завода расписку, что он уведомлен о новых порядках. Но свободолюбивые Чехословаки решили не гнуть спины, а гнуть свою линию и заниматься разработкой новой модели мотоцикла “Ява”.

А у вас был такой мотоцикл?
ДАНЕТ

Детали брали с немецких мотоциклов, которые на заводе проходили ремонтные работы. Конструкцией и чертежами занимались в свободное время, бензин попросту воровали где могли, стараясь держать в порядке документацию. Привыкшие к строгому порядку у себя на родине немцы даже не могли бы всерьез заподозрить, что их обсчитывают, раз по бумажкам все сходится. В военных условиях умудрились также проводить полевые испытания, в результате которых было накатано более ста тыс. километров!!!

Первый триумф

После окончания войны промышленность Европы начинала потихоньку подниматься с колен. В 1946-ом году организовали Парижский автосалон, на который многие заводы привезли показывать свои новинки. Точнее как, новинки, — в лучшем случае это были слегка модернизированные и доработанные довоенные модели. Тем сильнее был эффект сконструированного и обкатанного прямо под носом у немцев “Явы Перака”. Кроме гораздо лучшей по качеству начинки, чем у всех остальных представленных на выставке моделей, он обладал еще и очень стильным дизайном, который окрестили дизайном “нового времени”.

Jawa Perak

Можно и не говорить, что рынки трещали от наплыва желающих приобрести подобное чудо.

Мотоциклы “Ява” и Советский Союз. Начало падения

Знакомство с советской публикой

К середине 50-ых годов “Ява” экспортировалась в 112 стран мира. Именно тогда ее заказало правительство СССР для своего рынка. Как показала потом история, эта сделка стала причиной последующего падения марки и концерна с вершины Олимпа на дно каких-то Тартараров.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Но тогда перспективы казались самыми радужными. Советский мотолюбитель получал в свое распоряжение невероятно качественный по мерках отечественного производства мотоцикл, который слушался с “полуслова”, и обладал, казалось, иммунитетом к хреновым советским дорогам. Именно “Ява Перак” стал катализатором появления в СССР такой публики, как мототуристы.

Ну а сам концерн довольно потирал руки, так как получил доступ к многомиллионному рынку, совсем не избалованному качественным товаром. Это и вылилось в то, что практически за два десятилетия выпуска “Явы” на советских пространствах мотоцикл не претерпел практически никаких существенных изменений. Так называемая “тихая эволюция”.

Как отсутствие конкуренции сгубило концерн

В 60-ых годах моторынки всего мира стремительно завоевывала японская продукция. Мотоциклы стали гораздо динамичней, скоростней, компактней и более стильными.

Jawa 250

А “Ява” же все более и более ориентировалась на советский рынок, так как особых оппонентов там не было. В конце концов, это привело к застою и отсутствию новых идей. Как следствие, некогда гремевший на весь мир завод стал этому самому миру не нужен. Ситуация так и не поменялась вплоть до распада СССР.

Заключение

Начавшись как немного неудачный амбициозный проект, к середине прошлого века “Ява” уверенно держал мировое мотогосподство  в своих руках. На ориентация на рынок Советского Союза, в котором напрочь отсутствовала конкуренция и ожидания с самого начала были крайне невысоки, в итоге и сгубило мощное и передовое предприятие. Сейчас “Ява” кое-как, но держится на плаву, былым величием даже и не пахнет.    

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector