Ан-24. Один из лучших пассажирских самолетов СССР
Во второй половине 50-ых годов сфера авиаперевозок в СССР начала проседать и отставать в эффективности от мировых стандартов. Дело было в том, что на большинстве тогдашних отечественных самолетов были установлены уже изжившие свое поршневые двигатели, не способные обеспечить нужную скорость и грузоподъемность.
Руководство Союза, обеспокоенное этой проблемой, решило в срочном порядке исправлять крайне негативную как для имиджа страны, так и для ее экономики, ситуацию. Для этого в многочисленные конструкторские бюро была разослана повестка — спроектировать и создать самолет на новом, современном, типе двигателя — турбовинтовом.
Туполев, Ильюшин, другие светлые умы авиационной промышленности быстро положили “на стол” свое видение дальнейшего развития сферы воздушной транспортировки пассажиров и грузов. И одним из решений, которые определили лицо дальнейшего развития гражданской авиации в СССР, был проект ОКБ Олега Антонова, уже легендарной ныне фигуры.
“Настенька”
В декабре 57-го года вышло постановление Совета Министров СССР о создании новой модели пассажирского самолета, выполнением должен был заняться О. Антонов во главе своего КБ. Ему и его команде поручили спроектировать машину, которая на своем борту могла бы перевозить до 52-ух пассажиров(не считая экипаж) на расстояния не менее 400 км. При этом крейсерская скорость не должна быть ниже отметки в 450 км/час. В случае успеха, новый авиалайнер должен был взять на себя существенную долю в обеспечении работы пассажирских авиалиний. В итоге, КБ Антонова не только выполнила поставленные перед ним задачи, но и еще превзошла их, создав машину экстра-класса, которую высоко ценили и на родине, и за рубежом.
Непосредственно сама работа началась в январе 58-го года. Продлилась она более полутора лет, в ходе которых команда разработчиков приняла не одно новаторское решение, а также усиленно работала над тем, чтобы самолет мог работать в самых разнообразных климатических зонах необъятного Советского Союза, а также был нетребователен к посадочной полосе. В итоге, Ан-24 чувствовал себя комфортно во всем воздушном пространстве СССР и мог садиться даже на грунтовку благодаря модернизированной системе шасси.
В сентябре 59-го все основные работы были закончены, а в уже в следующем месяце состоялся первый полет. Он прошел удачно, хотя не обошлось без недочетов в конструкции, которые, впрочем, были естественны для столь раннего этапа функционирования самолета. Производственные испытания длились до весны 61-го года. Государственные прошли с апреля по август того же 61-го. По их итогам Ан-24 был одобрен и запущен в массовое производство. В среде гражданской авиации он быстро завоевал любовь и одобрение, а также получил свое новое прозвище — “Настя” или же “Настенька”.
Лидер экспорта
По итогам первых годов работы, Ан-24 уверенно занял если не первое, то одно из первых мест в сфере пассажирских авиаперевозок. Он обеспечивал до трети всех гражданских рейсов по всему СССР. И это не говоря о том, что время от времени выпускались новые модификации, специализированные и заточенные под конкретный вид деятельности.
Качество “Настеньки” высоко оценили и за рубежом. Самолет экспортировался в 23 страны мира, занимая первые места по этому показателю в СССР среди машин подобного класса. Один из немногих, кто мог с ним сравнится, был авиалайнер Ил-18.
Заключение
Официально выпуск Ан-24 шел чуть более полутора десятка лет, с 1962-го по 1979-ый года. Тогда, в середине 70-ых, начали появляться новые и обладающие более продвинутыми характеристиками машины, которые постепенно вытеснили старожила из своей сферы.
Но даже так эксплуатация самолета на этом не закончилась. До конца существования СССР Ан-24 выполнял свои прямые функции, получая развитие в виде новых модификаций, которые подтягивали его до стандартов того времени. А в некоторых странах он с успехом используется и до сих пор. И это является лучшей похвалой его разработчикам.