Ан-24. Один из лучших пассажирских самолетов СССР

Во второй половине 50-ых годов сфера авиаперевозок в СССР начала проседать и отставать в эффективности от мировых стандартов. Дело было в том, что на большинстве тогдашних отечественных самолетов были установлены уже изжившие свое поршневые двигатели, не способные обеспечить нужную скорость и грузоподъемность.

Вы летали на таком самолете?
ДАНЕТ

Руководство Союза, обеспокоенное этой проблемой, решило в срочном порядке исправлять крайне негативную как для имиджа страны, так и для ее экономики, ситуацию. Для этого в многочисленные конструкторские бюро была разослана повестка — спроектировать и создать самолет на новом, современном, типе двигателя — турбовинтовом.

Туполев, Ильюшин, другие светлые умы авиационной промышленности быстро положили “на стол” свое видение дальнейшего развития сферы воздушной транспортировки пассажиров и грузов. И одним из решений, которые определили лицо дальнейшего развития гражданской авиации в СССР, был проект ОКБ Олега Антонова, уже легендарной ныне фигуры.

“Настенька”

В декабре 57-го года вышло постановление Совета Министров СССР о создании новой модели пассажирского самолета, выполнением должен был заняться О. Антонов во главе своего КБ. Ему и его команде поручили спроектировать машину, которая на своем борту могла бы перевозить до 52-ух пассажиров(не считая экипаж) на расстояния не менее 400 км. При этом крейсерская скорость не должна быть ниже отметки в 450 км/час. В случае успеха, новый авиалайнер должен был взять на себя существенную долю в обеспечении работы пассажирских авиалиний. В итоге, КБ Антонова не только выполнила поставленные перед ним задачи, но и еще превзошла их, создав машину экстра-класса, которую высоко ценили и на родине, и за рубежом.

Непосредственно сама работа началась в январе 58-го года. Продлилась она более полутора лет, в ходе которых команда разработчиков приняла не одно новаторское решение, а также усиленно работала над тем, чтобы самолет мог работать в самых разнообразных климатических зонах необъятного Советского Союза, а также был нетребователен к посадочной полосе. В итоге, Ан-24 чувствовал себя комфортно во всем воздушном пространстве СССР и мог садиться даже на грунтовку благодаря модернизированной системе шасси.

В сентябре 59-го все основные работы были закончены, а в уже в следующем месяце состоялся первый полет. Он прошел удачно, хотя не обошлось без недочетов в конструкции, которые, впрочем, были естественны для столь раннего этапа функционирования самолета. Производственные испытания длились до весны 61-го года. Государственные прошли с апреля по август того же 61-го. По их итогам Ан-24 был одобрен и запущен в массовое производство. В среде гражданской авиации он быстро завоевал любовь и одобрение, а также получил свое новое прозвище — “Настя” или же “Настенька”.

Лидер экспорта

По итогам первых годов работы, Ан-24 уверенно занял если не первое, то одно из первых мест в сфере пассажирских авиаперевозок. Он обеспечивал до трети всех гражданских рейсов по всему СССР. И это не говоря о том, что время от времени выпускались новые модификации, специализированные и заточенные под конкретный вид деятельности.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Отдельно можно отметить вариант Ан-24К, созданный для высокопоставленных лиц, рассчитанный на 16-18 человек, не считая экипажа, и обладающий, что естественно, повышенными условиями комфорта. 

Качество “Настеньки” высоко оценили и за рубежом. Самолет экспортировался в 23 страны мира, занимая первые места по этому показателю в СССР среди машин подобного класса. Один из немногих, кто мог с ним сравнится, был авиалайнер Ил-18. 

Заключение 

Официально выпуск Ан-24 шел чуть более полутора десятка лет, с 1962-го по 1979-ый года. Тогда, в середине 70-ых, начали появляться новые и обладающие более продвинутыми характеристиками машины, которые постепенно вытеснили старожила из своей сферы.

Но даже так эксплуатация самолета на этом не закончилась. До конца существования СССР Ан-24 выполнял свои прямые функции, получая развитие в виде новых модификаций, которые подтягивали его до стандартов того времени. А в некоторых странах он с успехом используется и до сих пор. И это является лучшей похвалой его разработчикам.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector