Экраноплан — «Каспийский монстр»

Интересно происхождение названия «каспийский монстр» для уникального самолета новейшей конструкции, вобравшего в себя преимущества самолета и корабля. Казалось, подобное сочетание невозможно. Но советским конструкторам удалось совершить невозможное. Их детище имело такие невероятные размеры, что американская разведка, получив первые изображения этого великана, по ошибке назвала его «каспийским монстром», хотя его настоящее название было совсем иным.

А вы слышали о «монстре»?
ДАНЕТ

В Советском Союзе велись активные разработки экспериментального экраноплана в 1962 году в КБ Р. Алексеева, под руководством которого были созданы легендарные суда на подводных крыльях. Новый гигант был собран по частям в 1966 году на горьковском заводе «Красное Сормово» и из соображений секретности спущен в ночное время по Волге и Каспийскому морю, где в г. Каспийске Дагестанской АССР был собран и спущен на воду. Уникальный самолет получил название КМ («корабль-макет»).

Размеры гиганта

Самолетов таких размеров до этого просто не существовало; кроме того он был самым тяжелым из всех созданных к этому времени. Длина самолета достигала 92 (!) метра, размах крыльев составлял 37, 6 метров и при максимальной нагрузке мог иметь вес 544 тонны. Такой монстр мог развивать скорость над поверхностью воды до 500 км/ч. До конца 80-х гг. прошлого века он оставался уникальным и непревзойденным по этим параметрам. И только созданный сверхмощный АН-225 превзошел эти показатели.

Конструктивно КМ был очень похож на водные суда на воздушной подушке, которые словно парили над поверхностью воды. Экраноплан новой конструкции передвигался по похожей технологии, только здесь использовалось уплотнение воздуха под крылом очень низко летящего самолета.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Необходимые условия для подобного эффекта – минимальная высота полета и максимально ровная поверхность (в идеале только водная гладь могла им соответствовать).

Советские авиаконструкторы пошли еще дальше и спроектировали своеобразный «гибрид» такого аппарата с обычным самолетом; он получил название экранолет. Такая конструкция могла передвигаться как в экранопланом, так и в самолетном режиме, используя тягу работающих двигателей. Подобная модель самолета могла найти широкое применение как в народном хозяйстве, так и в военном деле.

Испытания самолета-гиганта прошли успешно и перед разработчиками была поставлена задача создания боевой версии КМ: сначала десантный вариант самолета, а позднее – экраноплан, способный нести ракетное оборудование. Новое изобретение получило название «Орленок»; в 70-х гг. он успешно был испытан и принят на вооружение ВМФ СССР в 1979 году. Самолет новейшей разработки был единственной в мире боевой летающей конструкцией такого типа: на его борту одновременно могли находиться 200 морских пехотинцев или две самоходные гусеничные установки. При этом этот монстр мог развивать скорость до 400 км/ч и мог преодолеть расстояние до 1 500 км. Для нужд армии было выпущено пять машин; в дальнейшем планировалось выпускать еще.

Новый экраноплан обладал непревзойденными характеристиками :из-за низкой высоты полета его не могли заметить радары, высокая скорость полета делала его практически неуязвимым (она в 10 раз превышала скорость любого боевого катера). Он мог стать грозным оружием для военного флота противника.

Несмотря на уникальность новой разработки авиаконструкторов, его серийное производство так и не было налажено. В 1983 году начались работы над созданием ракетоносного экраноплана «Лунь» на базе Горьковского авиазавода; в 1989 году единственный самолет такой модели, оснащенный шестью противокорабельными ракетами класса «Москит», был принят на вооружение Каспийской флотилии. К сожалению, больше самолеты подобного класса не выпускались.

Этому способствовало несколько причин. Смерть главного конструктора Р. Алексеева в 1980 году внесла разлад в ход разработок; в 1984 году умер министр обороны Д. Устинов, активно помогавший продвижению новейших технологий;  после прихода к власти М. Горбачева правительственные программы были приостановлены и больше не возобновлялись.

Сторонники и противники

Среди восторженных отзывов находились и противники подобных конструкций самолетов. Они указывали на серьезные недостатки подобных моделей в сравнении с их прототипами: транспортными самолетами и кораблями.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Среди недочетов указывалось на их относительно низкую скорость, малую полезную нагрузку при небольшом радиусе действия.

Для безопасной эксплуатации таким самолетам необходимы практически идеальные условия (не более 3 баллов), что на море бывает крайне редко; к тому же на высоте более 14 метров экраноплан теряет способность к передвижению. Возможно, что все перечисленное заставило бы задуматься в дальнейшей целесообразности работы с такими устройствами еще до окончательного отказа от них.

Примечательно, что в 90-е гг. американские авиаконструкторы заинтересовались разработками советских конструкторов и некоторые из них были приобретены. Вполне вероятно, что у экранопланов появится перспектива послужить человечеству.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector