И-16 самолет, на котором были совершены самые важные подвиги войны

Каждая эпоха характеризуется определенными техническими достижениями, по которым ее – эту эпоху – можно без труда распознать. Именно создание легендарного самолета И-16 знаменует героический период боевых подвигов Советской авиации 30-х – 40-х годов 20-го века.

Самолет участвовал в боях в Японии и Европе

До его создания считалось, что в СССР нет серьезной школы авиастроения. После появления первых образцов самолетов этой серии о нем заговорили; он стал очень популярным в народе. Изображения И-16 встречались везде: на плакатах, открытках, на страницах газет. Своеобразный внешний вид позволял безошибочно выделять И-16 и из целого ряда других модификаций самолетов. На момент своего фееричного появления он считался одним из лучших в мире.

История создания

В 30-х годах 20-го века авиастроение достигло внушительного развития и активно использовалось в военных конфликтах. Перед авиаконструкторами возникла задача создания новой модификации советских боевых машин – было очевидно, что в надвигающейся войне, к которой готовились все страны, особая роль будет отведена авиации. Тем более, что уже имелся славный боевой опыт использования самолетов в военных операциях в Китае, Испании, Монголии и Финляндии.

Создатель самолета И-16 – советский авиаконструктор Н. Н. Поликарпов и его конструкторское бюро прекрасно справились с поставленной задачей. Впервые самолет этой серии впервые был поднят в воздух 31 декабря 1933 года. За его штурвалом был легендарный летчик В. Чкалов.

Какой самолет лучше?
И-16Ла-2

Новый самолет обладал улучшенными летными и боевыми характеристиками. На его внешний облик значительно повлияло бурное развитие советской спортивной авиации – значительно возросшие скорости воздушной машины требовали внешней модификации: из-за значительно возросших скоростей (300-400 км/ч) возникало значительное лобовое сопротивление воздушных потоков. Чтобы уменьшить это сопротивление, требовалось уменьшить площадь поверхности самолета. Площадь крыла не подлежала уменьшению – это отрицательно сказалось бы на взлетно-посадочных характеристиках и общей маневренности. Поэтому уменьшили длину фюзеляжа.

В старых моделях самолетов применялась водяная система охлаждения двигателя. В И-16 моторы оснащались воздушной системой охлаждения, что позволило снизить вес самолета, сделать его надежнее и дешевле. Значительно уменьшенный объем двигателя и уменьшенная длина фюзеляжа сделали новый самолет очень маневренным, хотя физически им стало труднее управлять.

Вид у И-16 был несколько необычным, сплюснутым, но в полете он прекрасно зарекомендовал себя как надежная, быстрая, маневренная машина. Он настолько грациозно выполнял сложные фигуры высшего пилотажа, что в мирное время использовался для показательных воздушных полетов. Изначально самолет проектировался с закрытой кабиной, но потом ее заменили на простой козырек.

Примечательно, что в те годы самолеты изготавливали из деревянных конструкций, и только крылья и оперение затягивали полотном. Металлической обшивки еще не было или она выполнялась фрагментами (дюрали выпускалось мало).

Применение И-16 в военное время

В предвоенное и первые два года войны самолеты И-16 выпускались деревянными: это позволило значительно сократить трудозатраты и снизить себестоимость машин. Всего было выпущено около 10 000 разных модификаций этого самолета.

Самолет в музее авиации

Поскольку на момент начала Великой Отечественной войны эти самолеты морально устарели, необходимо было в кратчайшие сроки создать новые типы самолетов на базе И-16. Это было с успехом выполнено в 1942 году – И-16 сменили современные истребители МиГ-1 (на базе И-61), ЛаГГ-3 и Як-1. До появления этих самолетов на вооружении Красной Армии оставались И-16 типов 5, 10 и 17 с моторами М-25 и М-25А. Примечательно, что в первых моделях И-16 устанавливали моторы М-25 мощностью 715 л. с; в последних модификациях этих самолетов уже стояли моторы М-62 мощностью 1100 л. с.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Модернизировалось и боевое оснащение: на первых моделях самолетов были установлены два пулемета калибра 7,62 мм; последние модификации имели уже четыре пулемета и даже легкие пушки.

Советские истребители, пришедшие на смену И-16, значительно опережали своих предшественников по летным и боевым характеристикам, но роль легендарных И-16 в участии в разгроме врага не переоценить – на этой воздушной машине было совершено много подвигов, которые будут прославлять в веках.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
90
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector