Ил-14. Один из последних в своем роде, любимчик пилотов

Практически сразу же после окончания Второй мировой войны, известный советский авиационный конструктор Ильюшин выпустил один из первых пассажирских самолетов в СССР нового периода. Им стал Ил-12, который отличался простотой и надежностью в использовании. Но в его конструкции была не учтена одна важная деталь, которая сделала самолет на старте своей работы уже отстающим от мировых стандартов.

А вы видели этот самолет ?
ДАНЕТ

Дело в том, что перед авиацией тех год остро стоял один вопрос, решение которого в итоге существенно повлияло на развитие всей сферы. Многие конструкторы пытались решить проблему продолженного полета — возможности продолжать следовать заложенному курсу при условии, что один из двигателей перестал работать. Так как тогочасные самолеты не были сконструированы с учетом подобной аварийной ситуации, резко увеличивался риск катастрофы и человеческих жертв.

Ил-12 также входил в когорту подобных воздушных суден, которые могли стать жертвой этого несовершенства конструкции. Поэтому уже в самом скором времени Ильюшин принялся за разработку идейного продолжателя своего детища — Ил-14. В итоге, результат получился выше всяких похвал.

Не все так просто

Государственный заказ на создание нового двухмоторного пассажирского самолета пришел в ОКБ конструктора всего спустя год выпуска Ил-12.

Перед группой конструкторов стояла сложная задача, без возможности опереться на мировой опыт. Для начала было принято достаточно простое решение — поставить на самолет более мощные двигатели, которые, по идее, и должны были обеспечить возможность продолженного полета. Но в итоге все пошло совершенно не по плану. Оказалось, что если первоначальную конструкцию самолета не подвергнуть существенным изменениям, то риск аварии при отказе одного из двигателей не только не уменьшается, а даже увеличивается.

Происходило это из-за того, что более мощный двигатель сильно нарушал балансировку воздушного судна, создавая критически опасный крен вправо или влево, в зависимости от того, какой из моторов оставался на ходу. Это крайне усложняло возможность контролировать полет самолета во время ЧП и увеличивало шансы на неблагоприятный, аварийный, исход ситуации. Поэтому в итоге было решено существенно пересмотреть и переделать конструкцию самолета.

Инноватор

Работа над новым самолетом, который уже окрестили Ил-14, продолжалась до 1950-го года, когда был создан и спущен с конвейера первый опытный образец, потом уже выпускавшийся серийно.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Для справки, назывался он Ил-14П и именно на нем были проведены многочисленные летные заводские и государственные испытания.

В том же году машина впервые поднялась в воздух. Но из-за неполадок в системе теплоизоляции, сам полет продлился не более 15-ти минут. В дальнейшем, над самолетом было произведено множество доработок. Одним из главных достижений, которые были добыты во время испытания, стало изменение обязательной программы тестирования самолетов на аварийную устойчивость.

Так как основной задачей при постройке Ил-14 было обеспечение возможности продолжать полет только при одном работающем двигателе, то большой упор во время испытаний делался на этот аспект — не один час самолет налетал именно с неисправным двигателем. Впоследствии, подобное стало обязательной программой для всех последующих пассажирских воздушных суден.

Любимчик пилотов

После успешного прохождения государственных испытаний, в 1953-ем году Ил-14 был запущен в серийное производство. Еще до того, как наступила эра самолетов на турбореактивных двигателях, он зарекомендовал себя как надежная, неприхотливая и легкая в управлении машина. В середине 50-ых годов именно Ил-14 был основной машиной для перевозки пассажиров на близкие и дальние расстояния.

Около трети всех полетов совершались именно на Ил-14. Потом, с появлением нового, более совершенного, поколения авиалайнеров, самолет Ильюшина стал постепенно уходить в тень, используясь больше всего для близких полетов и в условиях Дальнего Востока и Сибири.

Заключение

Ил-14 верой и правдой служил на авиамагистралях страны до конца 80-ых, с честью выполняя возложенные на него обязанности. Несмотря на техническую отсталость, своей работой он заслужил большое уважение. И это есть лучшая похвала его создателям.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector