Ил-18. Рекордсмен и любимчик зарубежья

После окончания Второй мировой войны мир был разделен на “до” и “после”. Это касалось не только нового политического устройства на карте мира, но и новых вызовов, которые бросал сильно ушедший вперед научный прогресс и требования времени.

А вы летали на таком?
ДАНЕТ

Не секрет, что часто именно война служила катализатором для развития различных технологий, которые сначала использовались против врага, а потом — для блага мирного населения. В послевоенный период СССР столкнулся с подобной ситуацией. Большинство используемой техники за время борьбы против фашистского вторжения совершили серьезный скачок вперед. Появились новые типы двигателей, под прессом войны были совершенны инновационные конструкторские решения, некоторые вещи, которые раньше считались фантастикой, превратились в обыденную реальность.

Но проблема этого прогресса была в том, что касался он, в основном, военной сферы. Теперь к этому уровню нужно было подтягивать и гражданскую.

Новатор

В конце 40-ых годов стало совершенно ясно, что прежние поршневые двигатели, которые служили основой для тогдашних самолетов, безнадежно устарели. В какой-то мере война объединила мир, возросли связи между отдельными странами. Что и говорить, Советский Союз отхватил под свое влияние большой кусок Восточной Европы, сделав ее единым социалистическим блоком. И теперь остро стоял вопрос — как качественно обеспечить воздушную связь между государствами, ведь прежние летательные средства не могли предложить нужный уровень грузоперевозки и транспортировки пассажиров. Поэтому перед двумя ОКБ — Туполева и Ильюшина, поставили амбициозную задачу создать самолеты нового поколения. Два гениальных конструктора пошли каждый своим путем. Первый решил использовать наработки реактивного бомбардировщика Ту-16, второй же решил создать свой проект с нуля. 

Ильюшин вместо поршневых двигателей, решил использовать турбовинтовые(ТВД), которые позволяли сэкономить топливо и при этом благодаря своей мощности делали самолет более грузоподъемным, чем все существующие аналоги в СССР. Сначала руководство Союза желало, чтобы новый самолет был универсалом — мог использоваться как в гражданской, так и военной сферах. Но Ильюшин настоял на создании варианта, основное назначение которого — перевозка пассажиров. Иначе самолет сильно потерял бы в своих характеристиках. 

И вот, после разработки и подготовки своих проектов, Туполев и Ильюшин предоставили их высшему руководству. Им понравился вариант Ильюшина, который сочли более перспективным, чем у его оппонента. Таким образом, конструктору было дано добро на производство новаторского, первого в Союзе самолета с ТВД.

Рекордсмен и король экспорта

В 56-ом Ил-18 был официально принят в разработку. Первый рабочий экземпляр сошел с конвейера год спустя — в 57-ом. Его лично презентовали Никите Хрущеву, которому сильно понравился новый самолет. В последствии первую, опытную, модель назвали просто и ёмко — “Москва”.

В течении 58-59-ых годов Ил-18 проходил летные испытания. В их ходе летчики-испытатели установили более двух десятков мировых рекордов в дальности и высоте полета. Особо стоит отметить рейс “Москва-Антарктида”, где самолету нужно было преодолеть практически 16000 км. 

В том же 59-ом году новый пассажирский авиалайнер был принят в гражданское пользование. Одной из главных отличительных особенностей Ил-18, кроме использования ТВД, был тот факт, что в истории Советского Союза это был первый самолет для перевозки пассажиров, который создали с нуля, а не на основе существующего военного прототипа.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
В общем, проект Ильюшина был встречен чуть ли не с восторгом. Простой и нетребовательный в пользовании, по своим характеристикам он превышал многие зарубежные аналоги.

Это привело к тому, что Ил-18 стал одним из первых самолетов данного класса в СССР, который массово экспортировали за границу. Всего было продано около 100 экземпляров. А создателей в 60-ом году наградили Ленинской премией.

Заключение

Ил-18 прослужил верой и правдой более полутора десятка лет, заслужив огромный авторитет по всему земному шару. Но в середине 70-ых его время потихоньку подошло к концу и самолет начали потихоньку списывать. Остались только отдельные рабочие экземпляры, которые до сих пор несут на себе отпечаток гениальности своего создателя, служа ему “живым” памятником. 

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector