Ил-86 — первый в истории СССР широкофюзеляжный авиалайнер для пассажирских перевозок
Ил-86 — первый в истории СССР широкофюзеляжный авиалайнер для пассажирских перевозок, оснащенный 4 моторами. Предназначался для проведения полетов средней протяженности.
История создания
В 1967 году советская авиакомпания “Аэрофлот” отдала приказ о проектировании широкофюзеляжного самолета, рассчитанного на 250-350 мест. Разработкой занялся Авиационный комплекс имени Сергея Владимировича Ильюшина (великий советский авиаинженер). Ил-2 также был спроектирован руками Ильюшина.
13 октября 1967 года решение о постройке было подписано Советом Министров Союза. Сперва Комплекс попытался создать новый самолет на основе Ил-62-250, удлинив фюзеляж. Но попытка не увенчалась успехом, поэтому 9 марта 1972 года началась работа над проектом Ил-86. Сотрудники ОКБ столкнулись с многочисленными трудностями при проектировании салона самолета. Необходимо было создать конструкцию, позволяющую значительно увеличить количество пассажирских мест — инженеры СССР не имели соответствующих знаний и опыта.
В конце концов было решено обеспечить круглое сечение фюзеляжа и размещение пассажирских кресел по схеме 3-3-3.
22 декабря 1976 года состоялся первый пробным полет Ил-86. Место летчика-исполнителя занял Эдуард Иванович Кузнецов (герой СССР и лауреат премии имени Ленина). Он также был задействован при тестировании Ил-18 и Ил-62. В июне следующего года Ил-86 был продемонстрирован на Парижском международном авиационно-космическом салоне. Благодаря удачному показу 24 декабря 1980 года Ил-86 получил сертификат, заверяющий надежность авиалайнера и разрешающий пассажирские перевозки.
Специально для Ил-86 была изобретена усовершенствованная модель двигателя НК-8 — НК-86. Новый двигатель оказался неудачным вариантом для эксплуатации: быстрый расход топлива и высокий уровень шума. Из-за этого возникли проблемы с полетами в другие страны — характеристики Ил-86 не вписывались в международные рамки.
Вследствие множества названых причин, эксплуатация Ил-86 оказалась сравнительно недолгой. В 2001 году авиалайнер начали массово списывать.
Характеристики самолета Ил-86:
- количество членов экипажа — 3-4 человека;
- количество пассажирских мест — 250-350 (в зависимости от модификации);
- максимальный вес при взлете — 208000 килограмм;
- допустимый объем топлива — 114000 литров;
- 4 двигателя модели НК-86;
- дальность полета при максимальной нагрузке — 3600 километров.
Модификации
Ил-86В. Первая модификация Ил-86, рассчитанная на 450 пассажиров. Разработка началась в 80-е гг. Ил-86В отличался от базового варианта удлиненным фюзеляжем. Допустимое расстояние полета при максимальной загрузке — 3600-4000 километров.
Ил-86Д. Работа над Ил-86Д началась одновременно с проектированием Ил-86В. Использовался новый английский тип двигателя ТРДД Rolls-Royce RB211-22В. По сравнению с первой модификацией, Ил-86Д имел меньшее количество мест для пассажиров (330), но предположительно большее расстояние полета (9000 километров). Использовался в качестве прототипа при создании Ил-96-300.
Ил-80/87 — воздушный командный пункт. 29 мая 1985 года состоялся первый пробный полет Ил-80. Модификация использовалась для регулировки войск при вооруженных конфликтам с применением ядерного оружия. К эксплуатации приступило всего 4 единицы.
Катастрофы и аварии
По подсчетам за 2017 год было установлено, что из 106 созданных Ил-86 всего 4 потерпели крушение, не считая отдельных инцидентов, не закончившихся катастрофой.
8 марта 1994 года в аэропорту Дели (Индия) произошла крупная авария, вследствие которой погибло 8 человек. На самолет Ил-86, который готовился к взлету, внезапно свалился Boeing 737-2R4C (индийский авиалайнер, совершавший пробный полет). Крушение произошло из-за оплошности экипажа “Боинга”.
21 сентября 2001 года самолет Ил-86, держащий курс в аэропорт Дубай, совершил аварийную посадку без использования шасси. Произошло возгорание второго и третьего двигателей. Благодаря оперативной работе местных спасательных служб всем пассажирам авиалайнера удалось выжить. Авиакомпания“Аэрофлот” выплатила по 400 долларов каждому пассажиру и 10 млн долларов аэропорту в качестве компенсации за отмененные рейсы.
28 июля 2002 года в Москве самолет Ил-86 потерпел крушение сразу же после взлета. 14 человек погибло. Авария произошла по причине неполадок в работе хвостовых стабилизаторов. Экипажу не хватило времени разобраться в причине сбоя, так как в их распоряжении находились считанные секунды. Самолет упал на лес и загорелся.
Инциденты
В 1980 году случилось первое происшествие: при взлете у самолета Ил-86 загорелся четвертый двигатель. Несмотря на ошибку экипажа (они отключили первый двигатель раньше), авиалайнер удачно приземлился во Внуково. Этот инцидент указал на необходимость доработки двигателей.
В 1984 году, совершая посадку, хвостовая пята самолета зацепила взлетно-посадочную полосу. Это не повлекло за собой никаких последствий — экипаж заметил случившееся лишь после безопасной посадки. В этом же году Ил-86 совершил экстремальную посадку в Актюбинске — не использовалась механизация крыла. Никто не пострадал. После замены колес, поврежденных при посадке, самолет самостоятельно добрался до столицы.
Списание самолетов Ил-86 достигло пика в 2008 году. Последний рейс состоялся в 2011 году. Причиной отказа от использования стал экономический кризис 2008 г., затронувший множество стран по всему миру (Китай, Япония, США, Россия, Украина, Беларусь, Греция и прочие).