Ил-86 — первый в истории СССР широкофюзеляжный авиалайнер для пассажирских перевозок

Ил-86 — первый в истории СССР широкофюзеляжный авиалайнер для пассажирских перевозок, оснащенный 4 моторами. Предназначался для проведения полетов средней протяженности.

История создания

 В 1967 году советская авиакомпания “Аэрофлот” отдала приказ о проектировании широкофюзеляжного самолета, рассчитанного на 250-350 мест. Разработкой занялся Авиационный комплекс имени Сергея Владимировича Ильюшина (великий советский авиаинженер). Ил-2 также был спроектирован руками Ильюшина.

С.В.Илюшин

 13 октября 1967 года решение о постройке было подписано Советом Министров Союза. Сперва Комплекс попытался создать новый самолет на основе Ил-62-250, удлинив фюзеляж. Но попытка не увенчалась успехом, поэтому 9 марта 1972 года началась работа над проектом Ил-86. Сотрудники ОКБ столкнулись с многочисленными трудностями при проектировании салона самолета. Необходимо было создать конструкцию, позволяющую значительно увеличить количество пассажирских мест — инженеры СССР не имели соответствующих знаний и опыта.

 В конце концов было решено обеспечить круглое сечение фюзеляжа и размещение пассажирских кресел по схеме 3-3-3.

А вы летали на самолете Ил-86?
ДАНЕТ

 22 декабря 1976 года состоялся первый пробным полет Ил-86. Место летчика-исполнителя занял Эдуард Иванович Кузнецов (герой СССР и лауреат премии имени Ленина). Он также был задействован при тестировании Ил-18 и Ил-62. В июне следующего года Ил-86 был продемонстрирован на Парижском международном авиационно-космическом салоне. Благодаря удачному показу 24 декабря 1980 года Ил-86 получил сертификат, заверяющий надежность авиалайнера и разрешающий пассажирские перевозки.

Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный лайнер

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
 Лишь за 1981 год Ил-86 установил 18 мировых рекордов полета по замкнутому маршруту. Максимальная скорость Ил-86 составила 975,3 км/ч. Рекорды оставались недосягаемы для других самолетов еще на протяжении 20 лет.

 Специально для Ил-86 была изобретена усовершенствованная модель двигателя НК-8 — НК-86. Новый двигатель оказался неудачным вариантом для эксплуатации: быстрый расход топлива и высокий уровень шума. Из-за этого возникли проблемы с полетами в другие страны — характеристики Ил-86 не вписывались в международные рамки.

 Вследствие множества названых причин, эксплуатация Ил-86 оказалась сравнительно недолгой. В 2001 году авиалайнер начали массово списывать.

 Характеристики самолета Ил-86:

  • количество членов экипажа — 3-4 человека;
  • количество пассажирских мест — 250-350 (в зависимости от модификации);
  • максимальный вес при взлете — 208000 килограмм;
  • допустимый объем топлива — 114000 литров;
  • 4 двигателя модели НК-86;
  • дальность полета при максимальной нагрузке — 3600 километров.

Модификации

 Ил-86В. Первая модификация Ил-86, рассчитанная на 450 пассажиров. Разработка началась в 80-е гг. Ил-86В отличался от базового варианта удлиненным фюзеляжем. Допустимое расстояние полета при максимальной загрузке — 3600-4000 километров.

Ил-86 в аэропорту

 Ил-86Д. Работа над Ил-86Д началась одновременно с проектированием Ил-86В. Использовался новый английский тип двигателя ТРДД Rolls-Royce RB211-22В. По сравнению с первой модификацией, Ил-86Д имел меньшее количество мест для пассажиров (330), но предположительно большее расстояние полета (9000 километров). Использовался в качестве прототипа при создании Ил-96-300.

 Ил-80/87 — воздушный командный пункт. 29 мая 1985 года состоялся первый пробный полет Ил-80. Модификация использовалась для регулировки войск при вооруженных конфликтам с применением ядерного оружия. К эксплуатации приступило всего 4 единицы.

 Катастрофы и аварии

 По подсчетам за 2017 год было установлено, что из 106 созданных Ил-86 всего 4 потерпели крушение, не считая отдельных инцидентов, не закончившихся катастрофой.

 8 марта 1994 года в аэропорту Дели (Индия) произошла крупная авария, вследствие которой погибло 8 человек. На самолет Ил-86, который готовился к взлету, внезапно свалился Boeing 737-2R4C (индийский авиалайнер, совершавший пробный полет). Крушение произошло из-за оплошности экипажа “Боинга”.

Катастрофа ил-86 в Шереметьево

21 сентября 2001 года самолет Ил-86, держащий курс в аэропорт Дубай, совершил аварийную посадку без использования шасси. Произошло возгорание второго и третьего двигателей. Благодаря оперативной работе местных спасательных служб всем пассажирам авиалайнера удалось выжить. Авиакомпания“Аэрофлот” выплатила по 400 долларов каждому пассажиру и 10 млн долларов аэропорту в качестве компенсации за отмененные рейсы.

 28 июля 2002 года в Москве самолет Ил-86 потерпел крушение сразу же после взлета. 14 человек погибло. Авария произошла по причине неполадок в работе хвостовых стабилизаторов. Экипажу не хватило времени разобраться в причине сбоя, так как в их распоряжении находились считанные секунды. Самолет упал на лес и загорелся.

Инциденты

 В 1980 году случилось первое происшествие: при взлете у самолета Ил-86 загорелся четвертый двигатель. Несмотря на ошибку экипажа (они отключили первый двигатель раньше), авиалайнер удачно приземлился во Внуково. Этот инцидент указал на необходимость доработки двигателей.

Катастрофа самолета Ил-86 в Иркутской области:

 В 1984 году, совершая посадку, хвостовая пята самолета зацепила взлетно-посадочную полосу. Это не повлекло за собой никаких последствий — экипаж заметил случившееся лишь после безопасной посадки. В этом же году Ил-86 совершил экстремальную посадку в Актюбинске — не использовалась механизация крыла. Никто не пострадал. После замены колес, поврежденных при посадке, самолет самостоятельно добрался до столицы.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
 17 марта 1991 года на самолет Ил-86 было совершено нападение. Террорист закинули в салон бутылки с горючим, вследствие чего начался пожар. Дым быстро распространился по всей конструкции. Экипажу удалось потушить огонь, но стекла кабины пилотов были покрыты сажей. Самолету пришлось совершить посадку в ненадлежащих условиях. После приземления террорист был задержан сотрудниками спецназа. За героическую посадку, спасение самолета и пассажиров в 1982 все члены экипажа были удостоены Орденом Мужества. Указ о награждении поступил от Н. Ельцина.

 Списание самолетов Ил-86 достигло пика в 2008 году. Последний рейс состоялся в 2011 году. Причиной отказа от использования стал экономический кризис 2008 г., затронувший множество стран по всему миру (Китай, Япония, США, Россия, Украина, Беларусь, Греция и прочие).

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector