Миг-21 — самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории
В середине 50-х годов прошлого века ОКБ Микояна и Гуревича вело активную работу над созданием современного самолета, который можно было выпускать в массовом производстве. Итогом усилий большого коллектива стал Миг 21, который стал самым распространенным самолетом в истории человечества.
В общей сложности, самолет этой модели выпускался в период с 1959 по 1985 годы. Некоторые его модификации находились в массовом производстве даже в 2017 году. В процессе эксплуатации МиГ-21 модернизировался и улучшался: повышались его летно-технические характеристики и функциональные возможности, изменялось вооружение. Хорошие боевые показатели, маневренность и выносливость снискали ему заслуженную популярность: самолеты этой серии принимали участие в различных военных конфликтах по всему миру.
География массового производства
В массовом производстве МиГ-21 выпускался в СССР, Чехословакии, Индии и Китае – всего было выпущено 11 496 экземпляров. В Советском Союзе эта модель самолета имела базовое название Миг. Чехословацкая модель получила название S-106; китайская – J-7. Серийное производство экспортной версии в Китае было приостановлено совсем недавно – в 2017 году. Всего в этой стране было выпущено около 2 500 самолетов.
Прототипом модели МиГ-21 послужил самолет модели Е-6. Данная модель была усовершенствована и преобразована согласно современным требованиям. В период массового производства постоянно улучшались ее эксплуатационные характеристики и велись работы по повышению надежности и безопасности.
Характеристики аппарата
Базовой моделью самолетов этого типа является модель Миг-21Ф. Машина имеет хорошие технические и летные характеристики, положительно влияющие на летные и боевые качества: масса пустого самолета – 5 460 кг, с топливом, боекомплектом и экипажем – до 10 100 кг; на высоте развивает предельную скорость 2 230 км/ч (последние модели – до 10 000 км/ч), у земли – 1 300 км/ч. Дальность полета – от 1 240 км до 2 100 км (в зависимости от количества топливных баков).
Самолет имеет фюзеляж сигарообразного сечения с усеченными краями и снабжен турбореактивным двигателем Р11Ф-300 на первых моделях. Впоследствии на более поздних версиях самолета устанавливались моторы Р13Ф-300 и Р-25-300. Имеются 12 топливных баков (в некоторых модификациях – 13); общий объем топливной системы — 2 160 литров, с подвесными дополнительными баками – 2 650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания в случае экстренной аварийной ситуации. Катапультируемое сиденье пилота аналогично МиГ-19. В последующих модификациях использовалось кресло КМ-1, как более надежное. Оно служило для обеспечения безопасности пилота длительное время, как хорошо себя зарекомендовавшее; в улучшенном варианте его даже использовали на МиГ-23.
Электрооборудование самолета 27 вольт постоянного тока производится от стартер-генератора. Еще имеются две серебряно- цинковые батареи в качестве резерва. Переменный ток 115 Вольт частоты 400 Гц преобразуют два электромашинные преобразователя; другие два – постоянный ток в трехфазный переменный 36 Вольт и такой же частоты.
Приборное и радиоэлектронное оборудование позволяет оперативно следить за самолетом в процессе пилотирования. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и сигнализатор облучения, а также автоматический самолетный прицел. На более поздних моделях появились инфракрасный визир оптический прицел.
В первых моделях автопилота не было. В последствии его устанавливали с системой автоматического управления. Был даже установлен аэрофотоаппарат для ведения воздушной разведки.
Вооружение самолета представлено двумя пушками НР-30 (позже – ПШ-23Л) калибром 30 мм (23 мм). Навесное ракетное и бомбовое вооружение – два блока по 16 реактивных снарядов типа АРС-57М; два снаряда типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. В более поздних моделях применялись ракеты К-13 и даже ядерное оружие.
Модификации МиГ-21
МиГ-21Ф (тип 72) – было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.
МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.
МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.
МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.
МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.
МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.
МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.
МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.
МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.
МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.
МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.
МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.
МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.
МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).
Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).
Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.
МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.