МиГ-31. Легендарный самолет СССР, поражающий вражеские ракеты

В конце 60-ых годов гонка вооружения между СССР и США достигла нового витка. Сначала американцы, а потом и советы начали работать над созданием реактивных истребителей нового, 4-го поколения. Хотя и в Советском Союзом начали реализовывать данную программу несколько позже, чем их прямые конкуренты, они все же вышли победителями в этом соревновании.

История создания

Конструирование и планирование

Первые работы начались вестись в конструкторском бюро А.И. Микояна в 1968-ом году. Главным поставили А.А. Чумаченко, которого на более поздних и ответственных этапах сменил легенда советской авиационной и космической техники Глеб Лозино-Лозинский.

Впрочем, долго ему руководить не пришлось. В 75-ом году его назначили ответственным за будущую гордость союзной космической отрасли — МКС “Буран”. Вместо него главным назначили К.К. Васильченко.

Этап обгонки

Свой первый испытательный полет будущий МиГ-31 совершил в сентябре 75-го года. Испытателем первого прототипа назначили Алексея Федотова, великого летчика, Героя Советского Союза. Полет прошел нормально, никаких серьезных нарушений зафиксировано не было.

А вы видели МиГ-31?
ДАНЕТ

Прототипу было еще далеко до тех показателей, которые требовались на бумаге, но основные системы полета, управления и маневрирования работали хорошо. Спустя полгода, в мае 76-го, в небо поднялся и второй прототип, за штурвалом которого сидел П.М. Остапенко.

В 77-ом году началось первое серийное производство МиГов-31. Правда, предназначались они все для испытательных полетов.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Стартовали они, уже на государственном уровне, еще в конце 76-го года и закончились в декабре 78-го. Обозначенные как “этап А”, были завершены на отлично, так как ни одна машина не потерпела крушение и не испытала серьезных проблем во время взлета, полета или посадки. Комиссия специалистов была полностью удовлетворена результатом. Потом начался второй этап, “Б”, заключительный.

И вот во время него все недостатки и изъяны произведенных самолетов начали вылезать на свет. Первое серьезное происшествие случилось в сентябре 79-го года. Тогда во время испытаний у МиГа загорелся двигатель и он разбился об землю. К счастью, пилот и штурман успели катапультироваться и никто серьезно не пострадал. Потом была ситуация, когда в полете один из двигателей просто перестал работать, и летчику-испытателю пришлось в срочном порядке идти на посадку. Но самое трагичное событие произошло уже далеко после окончания испытаний. В апреле 84-го года во время очередного пробного вылета погиб лидер и душа всей команды испытателей Алексей Федотов и его штурман Валерия Зайцева.

Подготовка МиГ-31 в сложных метеоусловиях

Но, как бы то ни было, в 81-ом году самолет был официально принят на вооружение в ВВС СССР. Правда, в массовое производство его пустили на два года раньше, — в 79-ом.

Технические характеристики

Из-за наличия в оборудовании большого количества электроники, было решено, что один человек не сможет за раз обрабатывать столько информации. Поэтому впервые в истории советских реактивных истребителей было решено сделать кабину пилота двухместной. Теперь в экипаж входили летчик и штурман-оператор. В длину и ширину самолет достигал 23-и и 13-ть метров соответственно. Масса могла колебаться от 21-ой до 47-ми тонн, в зависимости от количества топлива в баках и комплектации оружия. Из средств вооружения на МиГ-31 находилась одна 23-ех мм пушка ГШ-6-23М с боезапасом в 260 патронов, каждый из которых весил около 200 грамм. Из средств массового поражения на самолете стояли 4-ре ракеты большой дальности Р-33, 2-ве ракеты для применения на средней дистанции Р-40Т, а также 4-ре ракеты для ближних боев Р-60. Максимальная скорость — 3000 км/час, потолок высоты — почти 21 км, а дальность полета — 5400 км.  

Уникальным достижением советских ученых стала система радиоприцеливания “Заслон”. Она позволяла в режиме реального времени обнаруживать и одновременно вести 10 целей противника, из которых мощная вычислительная система “Аргон-К” выбирает 4-ре наиболее уязвимые цели и наводит на них Р-33. Объекты же поражения и сопровождения МиГ-31 мог находить на расстоянии от 120-ти до 300-от км.

Самолет в небе

До сих пор остается единственным реактивным истребителем, который может поражать ракеты, идущие на малой скорости и относительно небольшой высоте. Также уникальной отличительной чертой самолета является цветной индикатор ППИ-70В, который выводит на лобовое стекло вне нужные пилотам данные.

Боевое применение

Свое первое более-менее серьезное боевое крещение МиГ-31 прошел в 83-ем году на Сахалине. Тогда американские самолеты-разведчики в наглую вторгались на территорию СССР с целью изучить местоположение и принципы работы местной системы ПВО. Когда на дежурство воздушных границ заступил первый реактивный истребитель страны, подобная дерзость быстро прекратилась.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
На Камчатке дела обстояли погорячее — за два года было совершено более 1000 вылетов на перехват!

Дальнейшее применение МиГов уже припадает на время после развала СССР.

Заключение

В который раз испытываешь удивление и уважение, прочитав еще об одном инженерном чуде гения советского человека.

МиГ-31Б выруливает на старт

Конструкторы, рабочие, летчики-испытатели — все они одним общим трудом создали самолет, равных которому не было долгое время с момента создания. Да и сейчас во многих аспектах МиГ-31 остается одним из лучших, если не лучшим, реактивным истребителем в мире.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
106
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector