Самолет АН-2. Рекордсмен и долгожитель

Практически все время своего существования СССР участвовал в идейной, военной и промышленной гонке со странами оппозиционного ему капиталистического Запада. Мало было на словах доказать превосходств социализма над рыночной экономикой, и недостаточно — обладать самыми крепкими свинцовыми мускулами.

А вы летали на «кукурузнике» ?
ДАНЕТ

Нужно было также показать, что коммунизм — наиболее эффективный из всех государственных строев и сможет лучше остальных обеспечить справедливую и безбедную жизнь своих граждан. Поэтому СССР помимо политработы и наращивания военного потенциала, также стремился доказать свое превосходство в создании и реализации продукции, предназначенной для нужд обычных людей. Кто не вспомнит легендарные советские автомобили и мотоциклы или кто не слышал, как нахваливают качество товаров, сделанных при Союзе.

Что-то было сделано добросовестно, что-то и сейчас вспоминают не без ругательств, что-то использовалось только на внутреннем рынке, а что-то было известным на весь мир. Одной из таких отраслей советского производства, которая обрела популярность и признание далеко за рубежом, является авиационная промышленность. Самолеты СССР были часто если не гарантом качества, то одной из самых конкурентоспособных машин в своей категории. Они ставили рекорды, их восхваляла профильная пресса, призы специализированных выставок доставались именно им. Одной из таких легенд отечественного авиапрома является и АН-2. 

 Восставший из пепла войны 

Мало кто из живущих в современном постсоветском пространстве, не слышал об самолетах фирмы “Антонов”. Время от времени по телевизору мелькают новости о том, что АН той или иной модели в очередной раз поставил рекорд или был признан лучшим на какой-то выставке. Но подобные достижения скорее наследственная черта, чем что-то, приобретенное в нынешнее время. 

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
“Отец-основатель” фирмы, Олег Антонов, с юного возраста увлекался авиацией. Он прошел долгий путь по служебной лестнице, от энтузиаста до главного конструктора завода.

В 1941-ом году ему поручили создать аналог уже устаревшего биплана ПО-2. Планировалось использовать немецкий аналог. Начались разработки, проект пошел в разработку. Но начавшаяся в том же году война поставила крест на работе Антонова. Он стал помогать в создании новой боевой авиации для нужд Красной армии. Но после того, как немцы капитулировали, он в 46-ом году продолжил реализацию нового биплана. 

Первоначально, к этой затее отнеслись со скептицизмом — все считали подобную конструкцию устаревшей и уже непригодной к использованию. Но Антонов в итоге посрамил своих оппонентов. 

Любимчик Хрущева

В 47-ом году была готова первая опытная модель. Совершив длинный перелет в 3000 км, она была представлена генсеку Украинской ССР Никите Хрущеву. Тот оценил новый самолет, даже полюбил. В итоге было дано добро на серийной производство АН-2. И уже спустя два года был выполнен первый рейсовый полет.

Широта использования сделала самолет одним из самых эксплуатируемых в Советском Союзе. Он применялся и при освоении целины Казахстана, стал неоценимым помощником в исследовании земель Дальнего Востока и Сибири. АН-2 активно участвовал и пассажирских перевозках, принимая на свой борт до 10 человек, не считая пилотов, и доставке полезных грузов. За простоту в использовании, надежность и скорость полета, отсутствие каких-либо серьезных недостатков его полюбили многие связанные с гражданской авиацией. А возможность садиться и взлетать даже на грунтовке позволило существенно расширить обслуживаемую машиной область. 

Настоящий же строительный БУМ АН-2 начался тогда, когда к власти пришел Хрущев. Он не забыл так понравившийся ему самолет, а наоборот- существенно повысил масштабы производства, сделав биплан воистину народным. 

Заключение

“Антонов” второй серии стал настолько значимым в своей категории, что его выпуск и эксплуатация не прекращаются до сих пор. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый долгоживущий самолет, а общий километраж “пробега” на некоторых экземплярах достигает отметки в 20 000 км. 

Его снимали в кино, изображали на почтовых марках, поставили не один памятник. Воистину, можно сказать, что АН-2 — легенда.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector