Самолет АН-22 “Антей”. Гордость советского авиастроения

Многим известно из учебников истории о периоде “холодной войны” между СССР и США. Активных боевых действий, по крайней мере — прямых, не велось, и две противоборствующие страны с противоположными идеологиями пытались доказать миру кто лучше через технический прогресс.

А вы видели «Антей» вживую?
ДАНЕТ

В основном, развитие касалось военной и околовоенной сферы, так званая гонка вооружений. Но также благодаря ей было создано и изобретено множество различной техники, которая потом с успехом применялась на гражданке. АН-22 как раз принадлежит к таким “детям войны”, которые широко использовались и в мирных целях.

Создание

Начало работ

В конце 50-ых годов военные поставили перед авиапромышленностью новую и дерзкую задачу — создать самолет с такой грузоподъемностью, чтобы он мог без проблем транспортировать легкую и среднюю бронетехнику, вплоть до танков, включая экипаж, а также полный боекомплект.

Разработка ВТ-22(будущего АН-22), которому дали кодовое название “Изделие 100”, начались в 1960-ом году. Начальником поставили известного авиационного конструктора Л.Я. Белолипецкого.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Так как делали его в первую очередь под военных, впервые в истории авиации было применено пневмошасси, которое позволяло взлетать используя грунтовые посадочные полосы. До сих пор АН-22 является единственным самолетом с подобной опцией!

Немного позже советское руководство заинтересовалось проектом еще больше по той причине, что самолет таких габаритов, могущий перевозить грузы свыше 50-ти тонн, планировали модифицировать под транспортировку межконтинентальных баллистических ракет, несущих в себе ядерный заряд. Именно тогда разработку перспективного тяжа передали конструкторскому бюро О.К. Антонова. Также запрос на самолет подобных масштабов давала сельскохозяйственная промышленность, ведь полным ходом шло освоение Сибири и Дальнего Востока.

АН-22 был новатором и в том плане, что это был первый тяжелый самолет с широким типом фюзеляжа. Из-за этого перед конструкторами стояли много проблем и вопросов, не имевших до этого аналогов в истории авиастроения.

Не все так гладко было и с возможностью десантирования полезных доставляемых грузов. Из-за их большой массы(свыше 20-ти тонн) существовала вероятность, что во время полета они будут “ходить” по грузовому отсеку, тем самым как-бы разбалтывая корабль в воздухе, что могло бы привести к печальным последствиям. Но советские инженеры с честью вышли и из этого испытания.

Обкатка и испытательные полеты. Первое появление на публике

В 1961-ом году был построен первый макет будущего “Антея”, с целью продемонстрировать, какой объем грузов сможет вмещать находившийся в разработке самолет. Члены комиссии были крайне удивлены такой грузовой подъемностью самолета. Звучали предположения о том, что разработчики, наверное, ошибаются, или, что хуже, просто нагло врут в глаза. Но, как бы то ни было, добро на дальнейшую разработку и производство дали.

Спустя два года в цехах начали сбор первого прототипа. Из-за спешки некоторые детали получались бракованными, что приводило к тому, что некоторые партии просто выкидывали в утиль, а работу приходилось начинать заново. Но, как бы то ни было, летом 64-го все было готово к первым лётным испытаниям. В августе прошел первый пробный полет, по итогам которого машину приняли в массовое производство, а сам самолет окрестили АН-22 “Антеем”. Имя, данное в честь героя древнегреческих мифом великана Антея, вышло спорным. Ведь согласно мифам силач черпал свою силу из земли, никогда не уставая, но если его поднять в воздух — он быстро становился слабым и беспомощным. Объяснили это название тем, что самолет черпал свою силу баков с горючим, которые заправляли будучи на земле.

В течение следующих трех лет проводились активные испытания самолета. Перерыв сделали только в июне 65-го, когда гигант советской авиационной промышленности показали на Парижском авиасалоне. Тогда он произвел настоящий фурор.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Поставить производство на поток поручили Ташкентскому заводу. Всего выпуск “Антеев” длился с 65-го по 76-ой года, было сдано в эксплуатацию 68-мь экземпляров, многие из которых на ходу и в наше время.

Работа “в поле”

Первые гражданские перевозки были совершенны в 69-ом году. В Тюменской области обеспечивались нужды геологов и нефтяников. В 70-ом году АН-22 в Сибири славно потрудился при строительстве нефтепровода, перевозя за раз грузы весом по 50-ть тонн. Возили гуманитарную помощь пострадавшим от землетрясения в Перу.

Во всей красе проявил себя “Антей” во время войны Афганистане, спасши жизни не одной сотне эвакуированных солдат. С успехом модель эксплуатируется и в современное время.

Заключение

Советский Союз в очередной раз доказал, что его люди способны творить историю. АН-22, за весь срок своей службы заслуживший кучу хвалебных отзывов, красочное доказательство этому. Несмотря на то, что создавался он в первую очередь для военных нужд, приятно осознавать, что много хорошего он сделал на ниве мирной, гражданской жизни.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector