Самолет АН-22 “Антей”. Гордость советского авиастроения
Многим известно из учебников истории о периоде “холодной войны” между СССР и США. Активных боевых действий, по крайней мере — прямых, не велось, и две противоборствующие страны с противоположными идеологиями пытались доказать миру кто лучше через технический прогресс.
В основном, развитие касалось военной и околовоенной сферы, так званая гонка вооружений. Но также благодаря ей было создано и изобретено множество различной техники, которая потом с успехом применялась на гражданке. АН-22 как раз принадлежит к таким “детям войны”, которые широко использовались и в мирных целях.
Содержание
Создание
Начало работ
В конце 50-ых годов военные поставили перед авиапромышленностью новую и дерзкую задачу — создать самолет с такой грузоподъемностью, чтобы он мог без проблем транспортировать легкую и среднюю бронетехнику, вплоть до танков, включая экипаж, а также полный боекомплект.
Разработка ВТ-22(будущего АН-22), которому дали кодовое название “Изделие 100”, начались в 1960-ом году. Начальником поставили известного авиационного конструктора Л.Я. Белолипецкого.
Немного позже советское руководство заинтересовалось проектом еще больше по той причине, что самолет таких габаритов, могущий перевозить грузы свыше 50-ти тонн, планировали модифицировать под транспортировку межконтинентальных баллистических ракет, несущих в себе ядерный заряд. Именно тогда разработку перспективного тяжа передали конструкторскому бюро О.К. Антонова. Также запрос на самолет подобных масштабов давала сельскохозяйственная промышленность, ведь полным ходом шло освоение Сибири и Дальнего Востока.
АН-22 был новатором и в том плане, что это был первый тяжелый самолет с широким типом фюзеляжа. Из-за этого перед конструкторами стояли много проблем и вопросов, не имевших до этого аналогов в истории авиастроения.
Не все так гладко было и с возможностью десантирования полезных доставляемых грузов. Из-за их большой массы(свыше 20-ти тонн) существовала вероятность, что во время полета они будут “ходить” по грузовому отсеку, тем самым как-бы разбалтывая корабль в воздухе, что могло бы привести к печальным последствиям. Но советские инженеры с честью вышли и из этого испытания.
Обкатка и испытательные полеты. Первое появление на публике
В 1961-ом году был построен первый макет будущего “Антея”, с целью продемонстрировать, какой объем грузов сможет вмещать находившийся в разработке самолет. Члены комиссии были крайне удивлены такой грузовой подъемностью самолета. Звучали предположения о том, что разработчики, наверное, ошибаются, или, что хуже, просто нагло врут в глаза. Но, как бы то ни было, добро на дальнейшую разработку и производство дали.
Спустя два года в цехах начали сбор первого прототипа. Из-за спешки некоторые детали получались бракованными, что приводило к тому, что некоторые партии просто выкидывали в утиль, а работу приходилось начинать заново. Но, как бы то ни было, летом 64-го все было готово к первым лётным испытаниям. В августе прошел первый пробный полет, по итогам которого машину приняли в массовое производство, а сам самолет окрестили АН-22 “Антеем”. Имя, данное в честь героя древнегреческих мифом великана Антея, вышло спорным. Ведь согласно мифам силач черпал свою силу из земли, никогда не уставая, но если его поднять в воздух — он быстро становился слабым и беспомощным. Объяснили это название тем, что самолет черпал свою силу баков с горючим, которые заправляли будучи на земле.
В течение следующих трех лет проводились активные испытания самолета. Перерыв сделали только в июне 65-го, когда гигант советской авиационной промышленности показали на Парижском авиасалоне. Тогда он произвел настоящий фурор.
Работа “в поле”
Первые гражданские перевозки были совершенны в 69-ом году. В Тюменской области обеспечивались нужды геологов и нефтяников. В 70-ом году АН-22 в Сибири славно потрудился при строительстве нефтепровода, перевозя за раз грузы весом по 50-ть тонн. Возили гуманитарную помощь пострадавшим от землетрясения в Перу.
Во всей красе проявил себя “Антей” во время войны Афганистане, спасши жизни не одной сотне эвакуированных солдат. С успехом модель эксплуатируется и в современное время.
Заключение
Советский Союз в очередной раз доказал, что его люди способны творить историю. АН-22, за весь срок своей службы заслуживший кучу хвалебных отзывов, красочное доказательство этому. Несмотря на то, что создавался он в первую очередь для военных нужд, приятно осознавать, что много хорошего он сделал на ниве мирной, гражданской жизни.