Самолет Ил-62 — флагман Советского Союза в небе
В 60-70-х годах как никогда ощущалась потребность изобретения и эксплуатации отечественных самолетов дальнемагистрального масштаба. Это было обусловлено точившейся конкуренцией между капитализмом и коммунизмом, постоянными соревнованиями в различных сферах.
Содержание
Ил-62: создание и характеристики
Ил-62 — первый в истории СССР пассажирский самолет для перелетов между континентами, оснащенный турбореактивным двигателем. Самолет был создан Авиационным комплексом имени С. В. Ильюшина в 1960 году. Ил-62 стал последним проектом в деятельности Ильюшина Сергея Владимировича, который в 1970 году сложил свои полномочия и передал управление предприятием Г.В.Новожилову. Самолет соответствовал всем требованиям мирового производства.
Ил-62 стал заменой самолету Ту-114, спроектированном в 1955 году. Главное отличие от новой версии — применение турбовинтового двигателя.
На первых этапах эксплуатации Ил-62 удовлетворял потребности глав страны. Ныне используется для правительских перевозок.
168-195 человек — допустимое количество пассажиров. Число зависело от модели Ил-62, соответственно — от размещения посадочных мест. Самолет имеет стандартное распределение: салон бизнес-класса, салон эконом класса и салон первого класса. Крылья авиалайнера имеют стреловидный облик, используется четыре двигателя, размещенные в задней части самолета.
Ил-62 имеет ряд особенностей, присущих лишь ему:
- центр тяжести находится дальше опоры шасси;
- чтобы самолет, пребываючи пустым, не упал в авиалайнер была встроена 4-ая стойка шасси;
- бустерная система отсутствует;
- двигатель оснащен реверсом тяги;
- парашютная система не используется;
- крейсерская скорость немного меньше, чем у других самолетов подобного класса.
Первые полеты
Несмотря на то, что Ил-62 показывал хорошие результаты начиная с первой пробы, тестирование и внутренние модификации продолжались на протяжении четырех лет. Владимир Константинович Коккинаки (заслуженный летчик-испытатель) провел первый пробный полет Ил-62. Вторая проверка состоялась в 1964 году с изменением двигателей на НК-8, позже — на НК-8-4. В середине 1967 года самолет был готов к эксплуатации.
Модификации Ил-62
На данный момент имеется восемь вариаций самолета Ил-62.
Ил-62
Это первая модель авиалайнера, вмещающая до 186 пассажиров. Имеет три хронологических этапа, разнящиеся использованием разных силовых установок. В первый Ил-62 был встроен двигатель АЛ-7. 25 февраля 1965 года произошло крушение Ил-62.
Самолет при посадке задел ограждения аэродрома. В результате погибло 10 человек экипажа. Катастрофический полет вынудил применение другого двигателя. Им стал НК-8. Начиная с 13 экземпляра в самолет встраивали двигатель НК-8-4.
Ил-62Гр
Модификация, предназначенная для грузовых перевозок. Появление модели спровоцировала потребность проведения крупных перевозок в большом объеме. Данная модель появилась в 90-х годах, но по вине критической экономической ситуации, авиалайнер не был передан эксплуатации.
Ил-62Д
Ил-62М
Главными отличительными особенностями новой модификации стало применение двигателя Д-30КУ, увеличение количества посадочных мест, укрепление основного корпуса конструкции.
Ил-62М-200, или Ил-62МА
В результате удлинения фюзеляжа количество мест для пассажиров повысилось.
Разработку Ил-62М-200 спровоцировал прирост в сфере авиастроительства: все больше людей было заинтересовано в выезде, путешествии за границу.
Ил-62М-250
Разновидность Ил-62М. Создание подразумевало возможность повышения количества пассажирских мест и нагрузки. В процессе разработки выяснилось, что стремление к увеличению посадочных возможностей не оправдает затрат, поэтому процесс построения прекратился.
Ил-62МГр
Еще одна попытка по созданию масштабного самолета для грузовых перевозок, прототипом которой стала модель Ил-62М.
Ил-62МК
Очередное видоизменение и удачное улучшение Ил-62М. Конструкция крыла была перестроена. Разработчикам удалось достичь высокого числа допустимых пассажирских мест. Интерьер салона также был трансформирован.
Катастрофы и аварии
Первая авария в истории эксплуатации Ил-62 произошла при тестировании авиалайнера 25 февраля 1965 года.
14 августа 1972 года самолет Ил-62, принадлежащий авиакомпании Interflug, потерпел крушение на территории Германской Республики. Сразу после взлета экипаж обнаружил неисправности — было принято решение совершить посадку, но задняя часть фюзеляжа загорелась и хвост самолета отпал. Погибло 156 людей.
20 августа 1975 года в Дамаске крушение потерпел самолет Ил-62 авиакомпании CSA. По вине экипажа, спустившегося ниже допустимой высоты, погибло 126 человек.
29 сентября 1982 года в Люксембурге Ил-62 компании «Аэрофлот» вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в здания аэропорта. 91 погибший.
1 июля 1983 года в горах Гвинеи по неустановленной причине потерпел крушение Ил-62 компании CAAK. 23 погибших.
9 мая 1987 года Ил-62 авиакомпании LOT держал курс из Варшавы в Нью-Йорк. Загорелся второй двигатель: экипаж пытался справиться с управлением, но другие системы были выведены из строя. Самолет упал в лес. Место падения находилось в шести километрах от взлетно-посадочной полосы. 183 погибших.
Ил-62 стал первым шагом отечественного производителя: множество деталей, которые были введены при разработке Ил-62, использовались при конструировании последующих авиалайнеров.
В беседе с RT бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Советского Союза Олег Смирнов назвал появление Ил-62 революцией в отечественных пассажироперевозках. По его словам, флагман Аэрофлота был надёжной и комфортной машиной, которая останется в памяти пассажиров и пилотов как пример несомненного успеха советских конструкторов.