Самолет Ла-5. Рабочая лошадка советско-немецкой войны
В июне 41-го в СССР пришла большая война. Вся страна работала на максимальных пределах, чтобы обеспечить такую призрачную в те года победу. Немцы наступали по всем фронтам, одерживая победу за победой, доминируя как на суше, так и в воздухе.
И уже в начале 42-го года перед советским высшим руководством остро стал вопрос о создании нового самолета, способного восстановить паритет в воздушном пространстве. Ответом было создание Ла-5, истребителя, который позволил советским войскам не только восстановить статус-кво, но и занять доминирующую позицию в небе.
История создания
Предшественник Ла-5, ЛаГГ-3 очень быстро проиграл свои позиции немецким конкурентам в битве за воздух. Было высказано много жалоб на слабое огневое вооружение и недостаточную маневренность.
Проблему с оружием можно было решить достаточно просто — нацепив на самолет еще парочку пулеметов, но тогда сильно падали скоростные параметры. Как воды в пустыне ждали новый двигатель — М-107, обладавший мощностью в 1400 л.с. против 1050 л.с. использовавшегося М-105. Но загвоздка была в том, что его уже активно использовали при производстве самолетов серии Як-1 и Як-7. Выпуск этих машин уже был отлаженным делом, и только находившемуся в разработке ЛаГГ-5 никто особо не хотел выделять дефицитный в условиях войны мотор. Производство нового самолета оказалось под угрозой.
Но разработчик истребителя Лавочкин нашел выход в виде двигателя АШ-82, который использовал не водяную систему охлаждения, а воздушную. Это решало одну очень серьезную проблему советского авиапроизводства. Дело в том, что практически все самолеты стоявшие на вооружение СССР моментом на начало войны, использовали движки с водяным охлаждением, в то время как почти половина заводов по производству авиамоторов выпускала их с охлаждением с помощью воздуха. И вышло так, что на момент конструирования Ла-5, на складах, в военных дефицитных условиях, когда не хватало всего и вся, имелись большие запасы именно второго вида двигателей! Это позволило значительно ускорить выпуск нового истребителя.
Обкатка
Пробные полеты проводили, что называется, на коленке. Взлетно-посадочных полос не было и никто, естественно, их предоставлять конструкторам не собирался. Вместо этого использовали залитую водой дорогу. Фонарного освещения тоже не было, поэтому свет давали фары автомобилей, если испытания проходили ночью.
А длились они круглосуточно. Все, начиная с инженеров, прямо на ходу исправлявшими недочеты, и заканчивая летчиками, которые рисковали жизнью, летая на “сыром” изделии, работали на износ. Всего было проведено 26 испытательных полетов, по результатам которых никто не погиб, и новая модель была признана в общем успешной. Единственная проблема, которую так и не удалось устранить — перегрев мотора. На ее решение начальство СССР дало всего 10 дней. И тут проявилось исключительное везение, раз за разом сопутствующее разработчикам самолета. На заводе, где выпускали Ла-5, был найден новый нераспакованный двигатель М-107 с нужными деталями для охлаждения. В итоге, в мае 42-го года самолет был допущен к серийному производству.
Технические характеристики
Длина и ширина — 9 и 10 метров соответственно. Весил 3-и тонны с хвостиком. Максимальная скорость полета — 568 км/час, дальность — 1200 км, потолок высоты — 9.5 километров. На вооружении стояли две авиационные малокалиберные пушки калибра 20 мм.
Боевое применение
Свое крещение новый самолет получил 14-го августа. За период в 10-ть дней было совершено около 180-ти вылетов, которые длились суммарно примерно 130 часов. Было сбито 16 самолетов противника, в то время как 10 Ла-5 были или сбиты или потерпели крушение вследствие дефекта мотора.
Во всей красе он также проявил себя в воздушных пространствах Сталинграда. Поучаствовал в 58-ми боях, отправил на землю 10 самолетов противника, но и сам нес существенные потери.
Но звездный час самолета пришелся на Курскую битву. Тогда Ла-5 полностью переиграл своих оппонентов, завоевав господство в воздухе.
В 44-ом году начала происходить замена истребителя на его модернизированные версии, появился Ла-7. К 45-му Ла-5 уже практически не использовался в советской авиации.
Заключение
Сделанный в экстремальных условиях, при острой нехватки всех нужных деталей и с огромным давлением “сверху” истребитель Ла-5 успешно прошел испытания и зарекомендовал себя как отличная боевая единица.
В который раз поражаешься практически безграничным возможностям и ресурсам человека, сумевшего на коленке создать самолет, серьезно пошатнувший господствующие позиции немецкой армии в воздухе. Честь им и хвала!