Су-27. Истребитель, которым пытались утереть нос США
В 60-ых года “холодная война” между СССР и США достигла своего пика. Карибский кризис в 63-ем, угроза “Кузькиной матери” Хрущева и прочее значительно усугубило отношения между двумя сверхдержавами. Правительствами двух стран было брошено колоссальное количество денег на создание нового, лучшего чем у противника, вооружения.
Одним из таких проектов, призванных обеспечить господство в воздухе, была программа по созданию самолетов-истребителей нового поколения, уже четвертого. Если в США это была модель F-15, серийно выпускавшийся с 74-го года, то в СССР таким самолетом стал Су-27
Содержание
Создание
В 71-ом году правительство Советского Союза объявила о конкурсе на разработку конкурента американского истребителя. По итогам победило конструкторское бюро Сухого.
Примечательно, что изначально они не брали участие в конкурсе, но взяли заказ благодаря тому, что еще два года назад по собственной инициативе начали работать над сменщиком реактивных самолетов третьего поколения. У них уже были свои конструкторские наработки и видение будущего истребителя, которое подошло вкусам как высшего руководства СССР, так и военной верхушки. Они приступили к созданию первых прототипов, которые можно было бы потестить в реальных условиях.
Помни свои корни
Первый опытный образец Су-27 появился на свет в 77-ом и впервые поднялся в воздух в мае того же года. Назвали его Т-10-1.
Так как это были самые общие испытания, на проверку работоспособности, маневренности и управляемости, боевое вооружение на него не цепляли. В общей сложности было проведено 38 полетов. Обошлось без серьезных аварий, самолет достаточно неплохо показал себя в воздухе, инженеры внимательно фиксировали все малейшие огрехи в конструкции и после окончания пробных запусков принялись дорабатывать самолет.
Далее последовали модели Т-10-3 и Т-10-4. Во время их обгонки не произошло никаких аварий, самолеты показали себя нормально. Но в том-то, как оказалось позже, и была проблема. Результаты испытаний были нормальными, а нужны — отличные. При сравнении уже поступившего в эксплуатацию прямого конкурента советского истребителя — американского F-15, сравнение было отнюдь не в пользу первого. Оказалось, что прототипы проигрывали по всем параметрам, значительно уступая аналогу из США.
Перед конструкторским бюро Сухого стояла сложная задача — или выпускать самолет, которые просто-напросто не сможет выполнить возложенную на него миссию — завоевать господство в воздухе, либо начинать все с нуля, выполняя работу в кратчайшие сроки. После трудных раздумий было принято решение — выбрали второй вариант.
Свершилось
К 81-ом году был создан новый опытный образец Т-10С. Хотя и были учтены наработки предыдущих моделей, многое пришлось создавать с нуля. И это дало свой результат. На последовавших летных испытаниях было показано, что новый самолет не уступает своему конкуренту F-15, причем по некоторым параметрам выбиваясь в явные лидеры. К сожалению, и тут не обошлось без трагедии — во время очередного пробного полета произошла авария и летчик-испытатель А.С. Комаров погиб, не сумев катапультироваться. Но именно эта модель в скором времени была именована как Су-27 и пошла в серийное производство.
Краткая характеристика
При длине практически 22-ва метра и высотой 6-ть метров обладал средней массой в 23 тонны. Максимальная скорость, до которой мог разгоняться — 2500 км/час. Потолок высоты полета — 18.5 км, дальность полета — около 3000 км. В качестве стандартного вооружения — пушка ГШ-301 калибра 30 мм, возможность загрузить ракетами класса “воздух-воздух” и “воздух-земля” массой до 6000 кг.
Наконец-то в бой
Официально реактивный истребитель был принят на вооружение аж в 90-ом году, незадолго до распада СССР. Но активно использовать и массово выпускать его начали за пять лет до этого.
В 87-ом году отметился тем, что засек над Баренцевым морем норвежский самолет-разведчик и своими действиями вынудил того запросить подмогу в виде двух американских F-16 и вернуться на базу. В ходе этого инцидента у норвежского самолета был поврежден мотор.
В ходе войны поступали сведения о двух сбитых штурмовых самолетах Грузии, но подтверждения с российской стороны не было. Также один Су-27 был сбит зенитной ракетой по возвращению с боевого вылета. Летчик погиб.
Заключение
Задуманный как владыка небес Су-27, не достиг поставленных вершин, что, однако, никоим образом не умаляет его заслуг. Людской гений снова создал чудо технической мысли, которое и спустя десятилетия стоит на страже неба и границ постсоветских государств.