Су-27. Истребитель, которым пытались утереть нос США

В 60-ых года “холодная война” между СССР и США достигла своего пика. Карибский кризис в 63-ем, угроза “Кузькиной матери” Хрущева и прочее значительно усугубило отношения между двумя сверхдержавами. Правительствами двух стран было брошено колоссальное количество денег на создание нового, лучшего чем у противника, вооружения.

Одним из таких проектов, призванных обеспечить господство в воздухе, была программа по созданию самолетов-истребителей нового поколения, уже четвертого. Если в США это была модель F-15, серийно выпускавшийся с 74-го года, то в СССР таким самолетом стал Су-27

Создание

В 71-ом году правительство Советского Союза объявила о конкурсе на разработку конкурента американского истребителя. По итогам победило конструкторское бюро Сухого.

А вы видели такой истребитель вживую?
ДАНЕТ

Примечательно, что изначально они не брали участие в конкурсе, но взяли заказ благодаря тому, что еще два года назад по собственной инициативе начали работать над сменщиком реактивных самолетов третьего поколения. У них уже были свои конструкторские наработки и видение будущего истребителя, которое подошло вкусам как высшего руководства СССР, так и военной верхушки. Они приступили к созданию первых прототипов, которые можно было бы потестить в реальных условиях.

Помни свои корни

Первый опытный образец Су-27 появился на свет в 77-ом и впервые поднялся в воздух в мае того же года. Назвали его Т-10-1.

Так как это были самые общие испытания, на проверку работоспособности, маневренности и управляемости, боевое вооружение на него не цепляли. В общей сложности было проведено 38 полетов. Обошлось без серьезных аварий, самолет достаточно неплохо показал себя в воздухе, инженеры внимательно фиксировали все малейшие огрехи в конструкции и после окончания пробных запусков принялись дорабатывать самолет.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Следующий прототип, Т-10-2, был выпущен в 78-ом году. К сожалению, на одном из летных испытаний произошел несчастный случай, в котором не было вины конструкторов или работников завода, собиравшем самолет. Пилот истребителя погиб, не успев катапультироваться.

Далее последовали модели Т-10-3 и Т-10-4. Во время их обгонки не произошло никаких аварий, самолеты показали себя нормально. Но в том-то, как оказалось позже, и была проблема. Результаты испытаний были нормальными, а нужны — отличные. При сравнении уже поступившего в эксплуатацию прямого конкурента советского истребителя — американского F-15, сравнение было отнюдь не в пользу первого. Оказалось, что прототипы проигрывали по всем параметрам, значительно уступая аналогу из США.

Перед конструкторским бюро Сухого стояла сложная задача — или выпускать самолет, которые просто-напросто не сможет выполнить возложенную на него миссию — завоевать господство в воздухе, либо начинать все с нуля, выполняя работу в кратчайшие сроки. После трудных раздумий было принято решение — выбрали второй вариант.

Свершилось

К 81-ом году был создан новый опытный образец Т-10С. Хотя и были учтены наработки предыдущих моделей, многое пришлось создавать с нуля. И это дало свой результат. На последовавших летных испытаниях было показано, что новый самолет не уступает своему конкуренту F-15, причем по некоторым параметрам выбиваясь в явные лидеры. К сожалению, и тут не обошлось без трагедии — во время очередного пробного полета произошла авария и летчик-испытатель А.С. Комаров погиб, не сумев катапультироваться. Но именно эта модель в скором времени была именована как Су-27 и пошла в серийное производство.

Краткая характеристика

При длине практически 22-ва метра и высотой 6-ть метров обладал средней массой в 23 тонны. Максимальная скорость, до которой мог разгоняться — 2500 км/час. Потолок высоты полета — 18.5 км, дальность полета — около 3000 км. В качестве стандартного вооружения — пушка ГШ-301 калибра 30 мм, возможность загрузить ракетами класса “воздух-воздух” и “воздух-земля” массой до 6000 кг.

Наконец-то в бой

Официально реактивный истребитель был принят на вооружение аж в 90-ом году, незадолго до распада СССР. Но активно использовать и массово выпускать его начали за пять лет до этого.

F-16

В 87-ом году отметился тем, что засек над Баренцевым морем норвежский самолет-разведчик и своими действиями вынудил того запросить подмогу в виде двух американских F-16 и вернуться на базу. В ходе этого инцидента у норвежского самолета был поврежден мотор.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Больше во время существования Советского Союза Су-27 ничем отметиться не сумел. Все свои основные деяния он совершал уже находясь в составе войск РФ. Пару слов о первом боевом крещении. Впервые в схватку истребитель вступил в 92-ом году, когда начался Абхазский конфликт.

В ходе войны поступали сведения о двух сбитых штурмовых самолетах Грузии, но подтверждения с российской стороны не было. Также один Су-27 был сбит зенитной ракетой по возвращению с боевого вылета. Летчик погиб.  

Заключение

Задуманный как владыка небес Су-27, не достиг поставленных вершин, что, однако, никоим образом не умаляет его заслуг. Людской гений снова создал чудо технической мысли, которое и спустя десятилетия стоит на страже неба и границ постсоветских государств.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
90
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector