Ту-104. Первопроходец и летающая катастрофа

В начале 50-ых годов перед авиационной сферой СССР стояла серьезная задача — подтянуть характеристики своих самолетов до новых, мировых стандартов.

Послевоенному времени была характерна быстрая поступь прогресса, ведь технические инновации из военной отрасли, созданные во время Второй мировой, теперь интегрировались в гражданскую сферу. И многие виды техники, которые еще 5-10 лет назад признавались эффективными, теперь стали в очередь на постепенное списание и утилизацию. 

Понимая необходимость подтянуть внутренние технологии не только и не столько для народа, как для мирового престижа, советская власть быстро принялась за осуществление необходимых мер. Отрасли авиации была поставлена задача создать современный тип самолета, который бы вывел транспортировку грузов и перевозку пассажиров по воздуху на новый уровень. Ответственность за это легла на плечи двух известных и даже легендарных конструкторов — Ильюшина и Туполева. И если первый с честью справился со своей задачей, то первоначальный проект второго, несмотря на грандиозный успех в начале, можно признать неудачным.

Первый в мире

Постановление Совета Министров, которое предписывало Туполеву начать работу над новым авиалайнером, вышло в 1954-ом году, но сам процесс разработки начался еще за два года до этого.

Вы летали на этом самолете?
ДАНЕТ

Следуя тогочасной “моде” конструктор решил не создавать самолет с нуля, а использовать наработки уже готовой машины. В данном случае это был реактивный бомбардировщик Ту-16. Схожесть Ту-16 и Ту-104 в начале работы была настолько велика, что второго даже поначалу называли гражданской модификацией первого. Но, в итоге, у готовой машины было гораздо больше отличий от своего образца, чем в начальных расчетах.

В 55-ом Ту-104 совершил первый пробный полет, а 56-ом произвел настоящий фурор на авиационной выставке в Лондоне. Сам Никита Хрущев хотел торжественно и с пафосом прибыть туда на борту самолета, но из-за того, что проект еще не был окончательно доведен до ума, советского лидера отговорили от этой идеи.

Но сам полет состоялся. На тот момент, Ту-104 был единственным в мире действующим реактивным пассажирским авиалайнером, что вызвало поток хвалебных рецензий со стороны профильной и светской прессы. Они прогнозировали блестящее будущее сфере гражданской авиации в СССР. Но в дальнейшем перспективы самолета оказались не то что не такими радужными, в течение нескольких лет они значительно потускнели.

Несовершенность конструкции

Сам Ту-104 проектировали в спешке и многие недостатки прототипа — бомбардировщика Ту-16, оказались не доработанными. Плюс появилась совершенно новая и абсолютно не предусмотренная проблема.

Дело в том, что существующие до момента создания Ту-104 пассажирские авиалайнеры имели граничный потолок высоты полета — в 9000 метров, который самолет Туполева преодолевал без особых проблем. У конструкторов не было эмпирических данных, которые бы позволили корректно учитывать условия полета на такой высоте, поэтому один критический фактор был упущен из виду. Никто из разработчиков не предполагал, что на такой высоте существуют мощные турбулентные потоки, которые могут составить серьезную опасность самолету. Но они существовали.

Самый громкий случай, связанный с воздушной турбулентностью и их вредоносным воздействием на полет, произошел 17-го октября 1958-го года. Тогда на рейсе Пекин-Москва, который перевозил китайских и вьетнамских партдеятелей, Ту-104 подхватил подобный поток, поднявший самолет на два километра вверх, на высоту в 11-12 км.

Потом авиалайнер, над которым потеряли управление пилоты, резко пошел вниз, входя таким образом в штопор. Капитан воздушного судна — Гарольд Кузнецов, делал все возможное, чтобы спасти жизни своего экипажа и пассажиров.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
И когда он понял, что сделать это не получится, то в течение двухминутного неконтролируемого падения передавал по радиосвязи все особенности поведения вышедшего из-под контроля самолета, сообщая таким образом бесценные сведения для понимания сути проблемы. 

Заключение

В итоге, несмотря на проведенные работы по исправлению недостатков, Ту-104 стал одним из самых аварийно опасных самолетов в СССР. Из 207 созданных экземпляров, 37 потерпели катастрофу. Поэтому уже в начале 60-ых серийный выпуск прекратили. Но это не помешало стать Ту-104 первопроходцем в своей сфере и снабдить потомков ценнейшей информацией. 

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector