Ту-104АК — секретный самолет для космонавтов

СССР первыми запустили в космос искусственный спутник. Первыми вывели на орбиту планеты живое существо(собака Лайка, которая, впрочем, живой не вернулась, да и не предусматривалось это ни конструкцией корабля, ни планами участвовавших в подготовке). Теперь осталось дело за последним, финальным рывком — запустить в космос человека. Но перед конструкторами ОКБ Королева стоял не только технический вопрос, но и еще человеческий.

Ту-104АК борт № 46

Точнее — со стороны психологии, да и физиологии также. Никто не знал, как будет в условиях невесомости вести себя психика и тело пилота. Безопасно ли это вообще. Хотя наследники Лайки, Белка и Стрелка, вернулись живыми и никаких отклонений несовместимых с жизнью обнаружено не было, но все же…Это собаки, а это — человек, существо гораздо более высокоорганизованное.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
А, как известно, тонкие технологии и ломаются легче и чаще. Перед инженерами теперь стояла амбициозная задача — смоделировать в земных условиях состояние отсутствия силы тяжести. И они с честью с ней справились.

Первый в своем роде

Свои взоры ученые обратили на Ту-104, первый в СССР реактивный пассажирский самолет. Он был достаточно вместителен для размещения внутри нужного оборудования, обладал высокой мощностью двигателей и скоростью полета. Кому принадлежит идея использовать самолет в качестве подготовительного “снаряда” для космонавтов, никому доподлинно неизвестно. История советской космонавтики не удосужилась сохранить в своих анналах имя одного из своих, без сомнения, героев.

Для создания условий невесомости никто, конечно же, не планировал выводить самолет(который в качестве модификации обновил название и стал Ту-104АК) в космос, так как просто-напросто этого не позволяли мощности. Все было продумано гораздо хитрей. Во время полета пилотам нужно было по дуге подняться на максимально доступную высоту, а потом резко начать снижение.

А вы видели этот самолет?
ДАНЕТ

Из-за перепадов в нагрузке, когда земная гравитация сначала препятствует самолету, а потом наоборот — способствует набиранию скорости, возникает как бы мертвая зона, в которой возникают условия, схожие с состоянием невесомости. Вот тогда-то и можно и нужно было смотреть, что происходит с человеком в таких условиях.

Полеты идут нормально

Быстро была собрана опытная команда летчиков-испытателей, в число которых входил также Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Время пребывания в так званой “мертвой зоне” достигало около 25-ти секунд, что позволяло на должном уровне отработать все предусмотренные планом действия космонавтов.

После первых пробных полетов, которые показали, что подобная “технология” работает и приносит свои плоды, тренировки на Ту-104АК стали обязательным элементом тренировки всех будущих советских покорителей космоса. Но главное, что дали испытания, это живые, настоящие сведения о том, как же себя будет вести психика и тело человека в условиях невесомости. Да и информация о работе техники при нулевой гравитации была очень кстати. В общем, никаких существенных отклонений по результатам многочисленных тестирований у пилотов выявлено не было, что позволило развиваться советской космической программе без осложнений.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Также Ту-104АК использовали для обкатки космокораблей системы “Восток” и даже для апробирования лунохода.

Заключение

Как уже говорилось выше, модификация первого советского реактивного пассажирского самолета, приспособленная к имитации условий отсутствия силы тяжести, стала обязательным “полем” для тренировок не одного поколения советских космонавтов. Конечно же, как и все передовые технологии тех времен, правительство СССР держало его существование в строгом секрете, что не помешало, однако, занять ему свое почетное место в истории.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector