Ту-104АК — секретный самолет для космонавтов
СССР первыми запустили в космос искусственный спутник. Первыми вывели на орбиту планеты живое существо(собака Лайка, которая, впрочем, живой не вернулась, да и не предусматривалось это ни конструкцией корабля, ни планами участвовавших в подготовке). Теперь осталось дело за последним, финальным рывком — запустить в космос человека. Но перед конструкторами ОКБ Королева стоял не только технический вопрос, но и еще человеческий.
Точнее — со стороны психологии, да и физиологии также. Никто не знал, как будет в условиях невесомости вести себя психика и тело пилота. Безопасно ли это вообще. Хотя наследники Лайки, Белка и Стрелка, вернулись живыми и никаких отклонений несовместимых с жизнью обнаружено не было, но все же…Это собаки, а это — человек, существо гораздо более высокоорганизованное.
Первый в своем роде
Свои взоры ученые обратили на Ту-104, первый в СССР реактивный пассажирский самолет. Он был достаточно вместителен для размещения внутри нужного оборудования, обладал высокой мощностью двигателей и скоростью полета. Кому принадлежит идея использовать самолет в качестве подготовительного “снаряда” для космонавтов, никому доподлинно неизвестно. История советской космонавтики не удосужилась сохранить в своих анналах имя одного из своих, без сомнения, героев.
Для создания условий невесомости никто, конечно же, не планировал выводить самолет(который в качестве модификации обновил название и стал Ту-104АК) в космос, так как просто-напросто этого не позволяли мощности. Все было продумано гораздо хитрей. Во время полета пилотам нужно было по дуге подняться на максимально доступную высоту, а потом резко начать снижение.
Из-за перепадов в нагрузке, когда земная гравитация сначала препятствует самолету, а потом наоборот — способствует набиранию скорости, возникает как бы мертвая зона, в которой возникают условия, схожие с состоянием невесомости. Вот тогда-то и можно и нужно было смотреть, что происходит с человеком в таких условиях.
Полеты идут нормально
Быстро была собрана опытная команда летчиков-испытателей, в число которых входил также Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Время пребывания в так званой “мертвой зоне” достигало около 25-ти секунд, что позволяло на должном уровне отработать все предусмотренные планом действия космонавтов.
После первых пробных полетов, которые показали, что подобная “технология” работает и приносит свои плоды, тренировки на Ту-104АК стали обязательным элементом тренировки всех будущих советских покорителей космоса. Но главное, что дали испытания, это живые, настоящие сведения о том, как же себя будет вести психика и тело человека в условиях невесомости. Да и информация о работе техники при нулевой гравитации была очень кстати. В общем, никаких существенных отклонений по результатам многочисленных тестирований у пилотов выявлено не было, что позволило развиваться советской космической программе без осложнений.
Заключение
Как уже говорилось выше, модификация первого советского реактивного пассажирского самолета, приспособленная к имитации условий отсутствия силы тяжести, стала обязательным “полем” для тренировок не одного поколения советских космонавтов. Конечно же, как и все передовые технологии тех времен, правительство СССР держало его существование в строгом секрете, что не помешало, однако, занять ему свое почетное место в истории.