Ту-144 — первый сверхзвуковой советский самолет

Ту-144 был создан в 1960-е года конструкторским бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Это первый сверхзвуковой советский самолет, пробные испытания которого сразу же увенчались успехом.

 Ту-144 принадлежит 13 мировых рекордов.

История создания

 50-60-е гг. вошли в историю как время стремительного развития авиапроизводства. Главными конкурентами, как и во всех других отраслях, оставались СССР и Запад (Великобритания, Франция, США). Руководству Союза хотелось превзойти западного противника в кратчайшие сроки, поэтому для осуществления запланированного отводилось зачастую мало времени.

Советский самолет Ту-144

 В 1963 году поступило распоряжение Министерства о построении сверхзвукового авиалайнера, обладающего следующими характеристиками: дальность полета — 4000-4500 километров, крейсерская скорость — 2300-2700 км/ч, допустимое количество пассажиров — 80-100 человек. Разработкой нового самолета занялся сын основателя бюро — Алексей Андреевич Туполев.

А вы видели своими глазами самолет Ту-144
ДАНЕТ

Работа над первой единицей началась в 1965 году вместе с запасным планером. В процессе производства сотрудники бюро столкнулись с многочисленными проблемами по причине недостаточного количества опыта и необходимой информации.

 Первый полет состоялся в конце декабря 1968 года. Место летчика-исполнителя занял опытный Елян Эдуард Ваганович — заслуженный герой СССР.

М.В.Козлов, А.А.Туполев, Ю.Т.Селиверстов, В.Н.Бендеров и Э.В.Елян в салоне самолета Ту-144

 1968-1971 гг. — временные рамки масштабного серийного производства Ту-144. Особенности разработки и производства авиалайнера:

  • Проект «135», Ту-22, М-50 стали прототипами Ту-144. Для постройки самолета использовались только новые модели техники и снаряжения.
  • Закрылки и предкрылки отсутствовали. Вместо них установили оперение, складывающееся при полете.
  • Для полетов использовалось особенное топливо ТС-6, применяемое для сверхзвуковых авиалайнеров.
  • Ту-144 перенес множество модификаций, существенно разнящиеся между собой как видом, так и оборудованием.

Эксплуатация самолета

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
 Руководство по лётной эксплуатации назвало ряд погодных условий, при которых полеты Ту-144 были запрещены: в ночное время, при заморозках и оледенениях. Также запрещалось взлетать, если взлетно-посадочная полоса была мокрой.

 За всю историю эксплуатации Ту-144 совершил около 102 полетов, 55 из которых относились к пассажирским перевозкам.

Ту-144 в музее авиации

 Деятельность самолета не была долгой: в конце мая 1978 года произошло крушение Ту-144Д, вследствие чего самолет начал считаться небезопасным. Несмотря на это, рабочий процесс продолжался, хотя и не в таких масштабах. Ту-144 перешел на грузовые перевозки.

Модификации

 Ту-144 («044»). Первый среди многочисленных модификаций, Ту-144 был оснащен двигателем НК-144. Имел множество внешних различий со своими будущими моделями: видом и формой крыла, расположением двигателей и шасси, расстановкой компонентов фюзеляжа, расстановкой кресел экипажа, способом их катапультирования в случаи необходимости.

 Ту-144С. Прототип других модификаций Ту-144 таких, как Ту-144Д и Ту-155ПП. Всего 13 самолетов этой модели были выпущены и направлены на показательную работу, то есть Ту-144С — проходной вариант, пробная версия.

Ту-144С «Аэрофлот»

 Ту-144Д. Первый полет состоялся в 1974 году. Данная модификация могла вмещать максимально допустимое количество пассажиров и груза, в сравнении с другими образцами Ту-144 — 150 пассажирских мест или 11000 — 13000 килограмм груза. Экипаж состоял из трех человек. Использовался двигатель РД-36-51А. Помимо грузовых и пассажирских перевозок, Ту-144Д применялся как авиалайнер для проведения исследований и тестирования различной техники.

 Ту-144ДА. Модификация, проведенная на основе модели Ту-144Д, позволяла значительно увеличить габариты конструкции: взлетную массу, запасы топлива, площадь крыла, количество мест для пассажиров, дальность полета. Процесс разработки и эксплуатации Ту-144ДА не получил развития по причине снятия с производства всех модификаций Ту-144.

Существует еще много модификаций Ту-144: Ту-144К, Ту-144КП, Ту-144ЛЛ, Ту-144ПП, Ту-144ПР и ДП-2. Все они не смогли получить достаточного внимания из-за ряда причин: прекращении эксплуатации Ту-144 и незаинтересованность заграничных инвесторов и клиентов.

Катастрофы и аварии

3 июня 1973 года — дата, ставшая трагической для Ту-144. В Ле Бурже проходило мероприятие, во время которого Ту-144 попытался выполнить маневр, но начал резко снижать высоту. Погибло 5 человек экипажа, множество человек получили травмы. Тела членов экипажа удалось опознать лишь после судебной экспертизы, после чего они были доправлены в столицу России и похоронены на Новодевичьем кладбище.

На месте катастрофы самолета

 Для установления причины аварии была отобрана комиссия, в которую входили французские и советские инженеры. Так как после крушения авиалайнера в нем не осталось ни одной уцелевшей техники, которая бы помогла установить причину, следователям пришлось обратиться к любительским съемкам. В результате проведения обследования была подтверждена полная готовность самолета к запуску. Авария произошла из-за невозможности совершения данным типом авиалайнера подобного маневра.

Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.
 Нельзя обойти стороной возможность проведения диверсии западными агентами. По словам представителем советской делегации в ночь перед аварией неизвестные люди пытались повредить самолет. Мотивом для подобного могла стать конкуренция.

Ту-144 и другие советские изобретения были ничуть не хуже западных, а именно “Конкорда” — сверхзвукового пассажирского самолета, изготовленного французскими и британскими изобретателями. Борьба между “Конкордом” и Ту-144 была одним из многих примеров скрытой агрессии капитализма и социализма.

Переделанный под летающую лабораторию Ту-144

 23 мая 1978 года под Егорьевском (Московская область) произошло второе крушение Ту-144. Топливная система была неисправной, вследствие чего экипаж был вынужден совершить принудительную посадку в поле. Из восьми членов экипажа двое погибло. В конце концов руководство “Аэрофлота”(советская авиакомпания) приняло решение запретить Ту-144 для пассажирских перевозок. Несмотря на это, работа над Ту-144 продолжалась. Интерес к самолету не пропадает и по сегодняшний день.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector