Ту-144 — первый сверхзвуковой советский самолет
Ту-144 был создан в 1960-е года конструкторским бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Это первый сверхзвуковой советский самолет, пробные испытания которого сразу же увенчались успехом.
Ту-144 принадлежит 13 мировых рекордов.
История создания
50-60-е гг. вошли в историю как время стремительного развития авиапроизводства. Главными конкурентами, как и во всех других отраслях, оставались СССР и Запад (Великобритания, Франция, США). Руководству Союза хотелось превзойти западного противника в кратчайшие сроки, поэтому для осуществления запланированного отводилось зачастую мало времени.
В 1963 году поступило распоряжение Министерства о построении сверхзвукового авиалайнера, обладающего следующими характеристиками: дальность полета — 4000-4500 километров, крейсерская скорость — 2300-2700 км/ч, допустимое количество пассажиров — 80-100 человек. Разработкой нового самолета занялся сын основателя бюро — Алексей Андреевич Туполев.
Работа над первой единицей началась в 1965 году вместе с запасным планером. В процессе производства сотрудники бюро столкнулись с многочисленными проблемами по причине недостаточного количества опыта и необходимой информации.
Первый полет состоялся в конце декабря 1968 года. Место летчика-исполнителя занял опытный Елян Эдуард Ваганович — заслуженный герой СССР.
1968-1971 гг. — временные рамки масштабного серийного производства Ту-144. Особенности разработки и производства авиалайнера:
- Проект «135», Ту-22, М-50 стали прототипами Ту-144. Для постройки самолета использовались только новые модели техники и снаряжения.
- Закрылки и предкрылки отсутствовали. Вместо них установили оперение, складывающееся при полете.
- Для полетов использовалось особенное топливо ТС-6, применяемое для сверхзвуковых авиалайнеров.
- Ту-144 перенес множество модификаций, существенно разнящиеся между собой как видом, так и оборудованием.
Эксплуатация самолета
За всю историю эксплуатации Ту-144 совершил около 102 полетов, 55 из которых относились к пассажирским перевозкам.
Деятельность самолета не была долгой: в конце мая 1978 года произошло крушение Ту-144Д, вследствие чего самолет начал считаться небезопасным. Несмотря на это, рабочий процесс продолжался, хотя и не в таких масштабах. Ту-144 перешел на грузовые перевозки.
Модификации
Ту-144 («044»). Первый среди многочисленных модификаций, Ту-144 был оснащен двигателем НК-144. Имел множество внешних различий со своими будущими моделями: видом и формой крыла, расположением двигателей и шасси, расстановкой компонентов фюзеляжа, расстановкой кресел экипажа, способом их катапультирования в случаи необходимости.
Ту-144С. Прототип других модификаций Ту-144 таких, как Ту-144Д и Ту-155ПП. Всего 13 самолетов этой модели были выпущены и направлены на показательную работу, то есть Ту-144С — проходной вариант, пробная версия.
Ту-144Д. Первый полет состоялся в 1974 году. Данная модификация могла вмещать максимально допустимое количество пассажиров и груза, в сравнении с другими образцами Ту-144 — 150 пассажирских мест или 11000 — 13000 килограмм груза. Экипаж состоял из трех человек. Использовался двигатель РД-36-51А. Помимо грузовых и пассажирских перевозок, Ту-144Д применялся как авиалайнер для проведения исследований и тестирования различной техники.
Ту-144ДА. Модификация, проведенная на основе модели Ту-144Д, позволяла значительно увеличить габариты конструкции: взлетную массу, запасы топлива, площадь крыла, количество мест для пассажиров, дальность полета. Процесс разработки и эксплуатации Ту-144ДА не получил развития по причине снятия с производства всех модификаций Ту-144.
Существует еще много модификаций Ту-144: Ту-144К, Ту-144КП, Ту-144ЛЛ, Ту-144ПП, Ту-144ПР и ДП-2. Все они не смогли получить достаточного внимания из-за ряда причин: прекращении эксплуатации Ту-144 и незаинтересованность заграничных инвесторов и клиентов.
Катастрофы и аварии
3 июня 1973 года — дата, ставшая трагической для Ту-144. В Ле Бурже проходило мероприятие, во время которого Ту-144 попытался выполнить маневр, но начал резко снижать высоту. Погибло 5 человек экипажа, множество человек получили травмы. Тела членов экипажа удалось опознать лишь после судебной экспертизы, после чего они были доправлены в столицу России и похоронены на Новодевичьем кладбище.
Для установления причины аварии была отобрана комиссия, в которую входили французские и советские инженеры. Так как после крушения авиалайнера в нем не осталось ни одной уцелевшей техники, которая бы помогла установить причину, следователям пришлось обратиться к любительским съемкам. В результате проведения обследования была подтверждена полная готовность самолета к запуску. Авария произошла из-за невозможности совершения данным типом авиалайнера подобного маневра.
Ту-144 и другие советские изобретения были ничуть не хуже западных, а именно “Конкорда” — сверхзвукового пассажирского самолета, изготовленного французскими и британскими изобретателями. Борьба между “Конкордом” и Ту-144 была одним из многих примеров скрытой агрессии капитализма и социализма.
23 мая 1978 года под Егорьевском (Московская область) произошло второе крушение Ту-144. Топливная система была неисправной, вследствие чего экипаж был вынужден совершить принудительную посадку в поле. Из восьми членов экипажа двое погибло. В конце концов руководство “Аэрофлота”(советская авиакомпания) приняло решение запретить Ту-144 для пассажирских перевозок. Несмотря на это, работа над Ту-144 продолжалась. Интерес к самолету не пропадает и по сегодняшний день.