Ту-154. Один из лучших авиалайнеров Советского Союза
В начале 60-ых годов в небе СССР царило три пассажирских самолета — АН-10, Ту-104 и Ил-18. Каждый из них имел свои плюсы и минусы по сравнению с конкурентами, но явного преимущества ни у кого не было. Это отсутствие явного лидера негативно сказывалось на координации различных предприятий и организаций, обеспечивающих работу авиалиний.
Дело в том, что каждый из самолетов значительно различался между собой по конструкции и различным техническим решениям. Это приводило к тому, что затраты на содержание и ремонт различных моделей авиалайнеров были значительно выше, чем если бы приходилось работать с одним типом самолета. Именно поэтому на повестке дня среди конструкторов, занимавшихся производством авиационной техники, поставили создание абсолютно нового самолета. Он должен был впитать в себя лучшие качества предшественников и соответствовать международным стандартам качества. Как нетрудно догадаться, этим самолетом и стал Ту-154.
История создания
Работа началась в 1963-ем году. Поручили ее конструкторскому бюро Туполева. Параллельно ему трудиться начали и в бюро Ильюшина, но его проект в итоге не приняли. Будущий Ту-154 рассматривали как прямого конкурента американского “Боинга-747”. И тут не обошлось без политики и желания утереть носу идеологическому противнику.
После многочисленных предложений, как принятых, так и откинутых, различных технических решений и конструкторских инноваций к 65-ому году сформировалось примерное видение того, как будет выглядеть самолет. В августе 65-го бюро Туполева окончательно утвердило в качестве разработчиков замены нынешнему поколению авиалайнеров постановление Совета Министров СССР. Были согласованы технические характеристики самолета, его размеры, грузоподъемность и так далее. В декабре того же года экспертная комиссия посетила макетную презентацию Ту-154, и осталась довольной. Первый образец для испытаний должен был сойти с конвейера весной 67-го года. Также самолет от прошлых моделей авиалайнеров отличало то, что это была первая модель самолетов подобного класса, в основе которой не лежал переделанное военное воздушное судно.
Впервые в воздух самолет поднялся 3-го октября того же 68-го. Полет прошел нормально, и его продолжили тестировать дальше, на ходу дорабатывая и исправляя недочеты. Базовые испытания закончились в январе 71-го. Спустя полгода, в июне, стартовали Государственные испытания, которые длились семь месяцев.
Также, как бы между прочим, Ту-154 успели продемонстрировать в Ле Бурже, во время выставки авиационных достижений. Там он привлек внимание прессы своими высокими летными характеристиками, которые по многим параметрам превосходили лидера пассажирских перевозок тех времен “Боинг-747”. Имея за плечами подобный успех, не удивительно, что и по окончанию Государственных испытаний комиссия осталась довольна.
В небе
В 72-ом году Ту-154 официально назначили на рейсы “Аэрофлота”. Свой первый полет он проделал по маршруту Москва — Минеральные Воды, 9-го февраля. Спустя пару месяцев его поставили на международную авиалинию. Пунктом назначения стал город Берлин, аэропорт “Шёнефельд”.
Но несмотря на положительные отзывы пилотов и пассажиров, которые отметили высокую комфортабельность и интересный дизайн салона, в процессе эксплуатации были выявлены недочеты. Некоторые конструктивные узлы самолета обладали недостаточной прочностью, и быстро изнашивались, что могло привести к неприятностям в воздухе. Также проблемы возникали с автопилотом, который на определенной высоте просто не справлялся со своими прямыми обязанностями.
Технические характеристики
Длина, высота и размах крыльев самолета — 48 м, 11 м и 38 м соответственно. Максимальная масса, с которой Ту-154 мог взлететь — 94-е тонны. Скорость в крейсерском полете(грубо говоря — средняя, или же — оптимальная) составляет 950 км/час.
Потолок высоты, которую мог набрать авиалайнер — 12 км. К слову, прямой конкурент “Боинг-747” не добирался и до 9-ти. Расстояние, которое Ту-154 мог покрыть без дозаправки — почти 3800 км. А количество пассажиров, которые умещались на борту — 160 человек плюс 4-ре члена экипажа. Или же вместо пассажиров он мог перевозить 17000 кг полезного груза.
Заключение
Перед конструкторами бюро Туполева ставилась амбициозная задача — создать универсальный самолет, который станет единым властителем неба в своем классе, заменив многочисленные модели других авиалайнеров, использующихся до него.
И что ж, смотря в прошлое, можно сказать — они с задачей справились. Даже сейчас, спустя почти что полстолетия с момента серийного производства, Ту-154 в различных модификациях продолжает верно и неустанно нести свою службу.
Бред! Ту 154 лучше В747. Автор телегу хоть от самолёта отличает
Ту-154 надо сравнивать не с В 747, а с В-727, такой же компоновки с 3 двигателями в хвосте.
Ту — 204 тоже был неплохим самолётом, потом и Ту-214, но выпуск остановлен и ждут Мс-21, а работой загружают Боинг! Ну не позор для великой державы? Может пора вернуться к Ту-214 и Ту-330? Разумеется после глубокой модернизации, параллельно занимаясь и Мс — 21, доводка дело долгое! Или правительство отстаивает интересы иностранных производителей?