Ту-154. Один из лучших авиалайнеров Советского Союза

В начале 60-ых годов в небе СССР царило три пассажирских самолета — АН-10, Ту-104 и Ил-18. Каждый из них имел свои плюсы и минусы по сравнению с конкурентами, но явного преимущества ни у кого не было. Это отсутствие явного лидера негативно сказывалось на координации различных предприятий и организаций, обеспечивающих работу авиалиний.

А вы летали на Ту-154?
ДАНЕТ

Дело в том, что каждый из самолетов значительно различался между собой по конструкции и различным техническим решениям. Это приводило к тому, что затраты на содержание и ремонт различных моделей авиалайнеров были значительно выше, чем если бы приходилось работать с одним типом самолета. Именно поэтому на повестке дня среди конструкторов, занимавшихся производством авиационной техники, поставили создание абсолютно нового самолета. Он должен был впитать в себя лучшие качества предшественников и соответствовать международным стандартам качества. Как нетрудно догадаться, этим самолетом и стал Ту-154.

История создания

Работа началась в 1963-ем году. Поручили ее конструкторскому бюро Туполева. Параллельно ему трудиться начали и в бюро Ильюшина, но его проект в итоге не приняли. Будущий Ту-154 рассматривали как прямого конкурента американского “Боинга-747”. И тут не обошлось без политики и желания утереть носу идеологическому противнику.

После многочисленных предложений, как принятых, так и откинутых, различных технических решений и конструкторских инноваций к 65-ому году сформировалось примерное видение того, как будет выглядеть самолет. В августе 65-го бюро Туполева окончательно утвердило в качестве разработчиков замены нынешнему поколению авиалайнеров постановление Совета Министров СССР.  Были согласованы технические характеристики самолета, его размеры, грузоподъемность и так далее. В декабре того же года экспертная комиссия посетила макетную презентацию Ту-154, и осталась довольной. Первый образец для испытаний должен был сойти с конвейера весной 67-го года. Также самолет от прошлых моделей авиалайнеров отличало то, что это была первая модель самолетов подобного класса, в основе которой не лежал переделанное военное воздушное судно.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Несмотря на первоначальные планы, первые Ту-154 появились только в 68-ом году, в количестве двух экземпляров. Первый предназначался для летных испытаний, второй проходил статистические проверки в закрытой лаборатории.

Впервые в воздух самолет поднялся 3-го октября того же 68-го. Полет прошел нормально, и его продолжили тестировать дальше, на ходу дорабатывая и исправляя недочеты. Базовые испытания закончились в январе 71-го. Спустя полгода, в июне, стартовали Государственные испытания, которые длились семь месяцев.

Также, как бы между прочим, Ту-154 успели продемонстрировать в Ле Бурже, во время выставки авиационных достижений. Там он привлек внимание прессы своими высокими летными характеристиками, которые по многим параметрам превосходили лидера пассажирских перевозок тех времен “Боинг-747”. Имея за плечами подобный успех, не удивительно, что и по окончанию Государственных испытаний комиссия осталась довольна.

В небе

В 72-ом году Ту-154 официально назначили на рейсы “Аэрофлота”. Свой первый полет он проделал по маршруту Москва — Минеральные Воды, 9-го февраля. Спустя пару месяцев его поставили на международную авиалинию. Пунктом назначения стал город Берлин, аэропорт “Шёнефельд”.

Но несмотря на положительные отзывы пилотов и пассажиров, которые отметили высокую комфортабельность и интересный дизайн салона, в процессе эксплуатации были выявлены недочеты. Некоторые конструктивные узлы самолета обладали недостаточной прочностью, и быстро изнашивались, что могло привести к неприятностям в воздухе. Также проблемы возникали с автопилотом, который на определенной высоте просто не справлялся со своими прямыми обязанностями.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Поэтому самолет спустя два года модернизировали. Так появилась на свет модификация под названием Ту-154А. В дальнейшем выходили также Ту-154М, Ту-154Б, а также грузовые Ту-154Т и Ту-154С(от английского Cargo). Некоторые модификацию продолжают эксплуатироваться и по сей день!

Технические характеристики

Длина, высота и размах крыльев самолета — 48 м, 11 м и 38 м соответственно. Максимальная масса, с которой Ту-154 мог взлететь — 94-е тонны. Скорость в крейсерском полете(грубо говоря — средняя, или же — оптимальная) составляет 950 км/час.

613878 01.06.1974 Самолет «Ту-154». Юрий Королев / РИА Новости

Потолок высоты, которую мог набрать авиалайнер — 12 км. К слову, прямой конкурент “Боинг-747” не добирался и до 9-ти. Расстояние, которое Ту-154 мог покрыть без дозаправки — почти 3800 км. А количество пассажиров, которые умещались на борту — 160 человек плюс 4-ре члена экипажа. Или же вместо пассажиров он мог перевозить 17000 кг полезного груза.

Заключение

Перед конструкторами бюро Туполева ставилась амбициозная задача — создать универсальный самолет, который станет единым властителем неба в своем классе, заменив многочисленные модели других авиалайнеров, использующихся до него.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И что ж, смотря в прошлое, можно сказать — они с задачей справились. Даже сейчас, спустя почти что полстолетия с момента серийного производства, Ту-154 в различных модификациях продолжает верно и неустанно нести свою службу.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
85
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

1 комментарий

  1. Аноним:

    Бред! Ту 154 лучше В747. Автор телегу хоть от самолёта отличает

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.