Як-40 советский авиалайнер с простым управлением

 Як-40 — высоконадежный авиалайнер, обладающий высокими характеристиками и характеризующийся простотой управления. Новизна состояла в том, что самолет был реактивным, в отличие от применявшихся до этого поршневых авиалайнеров.

История создания

 В 1960 году было принято решение о замене самолетов Ил-12 и Ил-14. Постановление подписал Совет Министров СССР. Разработку нового проекта поручили опытно-конструкторскому бюро имени Александра Сергеевича Яковлева, завершившему постройку самолета в 1965 году. Первый пробный полет состоялся 21 октября 1966 года. Роль летчиков-испытателей отвели А. Л. Колосову и Ю. В. Петрову.

В результате проведения ряда удачных полетов на следующих год самолет поступил в массовое производство, продлившееся до 1981 года. За время активной эксплуатации было выпущено около 1 тысячи единиц, 125 из которых были отправлены на экспорт. За период крупной фабрикации было произведено более десяти модификаций самолета.

Характеристики самолета

 В силу своего размера, но при этом чрезмерного выхлопа двигателей, Як-40 стали называть “железным окурком”. Другой прозвище, “истребитель керосина”, самолет получит по причине большого потребления топлива. Несмотря на все несовершенства, самолет пользовался уважением среди летчиков.

Самолет Як-40

 Як-40 может совершить безопасную посадку даже при отказе одного из двигателей, также возможно продолжение полета с применением лишь одного мотора. Благодаря размещению двигателей в задней части конструкции снизился уровень шума авиалайнера. К пилотированию допускаются летчики среднего уровня квалификации. Самолет можно поднять в небо на грунтовом аэродроме без специального покрытия.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

 Длина самолета составляет 20.4 метра, размах крыльев — 25 метров. Максимальная дальность полета — 1800 километров. Количество пассажирских мест колебалось от 27 до 36 в зависимости от модификации самолета.

Экспорт Як-40

 Высокие характеристики оценил по достоинству не только СССР, но и множество государств по всему миру. Страны Африки, Азии, Латинской Америки и Западной Европы стали активными эксплуататорами Як-40. Американской корпорации Boeing поступило предложение на сотрудничество: продажу и производство Як-40. Обслуживание должно было проводится в Северной Америке, но некоторые структуры США выступили категорически против, поэтому совместная работа не перешла на практику.

Як-40, в носовой части которого был установлен испытываемый двигатель.

 Азербайджан, Грузия, Италия, Куба, Польша, Сербия, Чехия, Украина, Югославия и множество других стран (всего 19 государств) были заинтересованы в покупке и использовании самолета Як-40.

А вы летали на самолете Як-40?
ДАНЕТ

 Модификации

Як-40-25. Модель использовалась для проведения различных испытаний радиоэлектронной техники. Был установлен новый блок оборудования.

 Як-40 «Аква». Модель применялась для проведения исследований атмосферы, позволяющих определить уровень загрязнения воздуха. Применялся при ликвидации последствий Аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В 90-е года был трансформирован в пассажирский авиалайнер.

 Як-40 «Калибровщик». Использовался для проверки и тестирования радиотехнического оборудования, находящегося на территории аэродрома.

 Як-40 «Лирос». Применялся при проведении исследовательских работ атмосферы. В 1986 году также  был задействован при ликвидации последствий Аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Самолет Як-40 «Лирос»

 Як-40 «Метео». Самолет-метеолаборатория: использовался для исследования облачных систем и атмосферы. Самолет создан Минским авиаремонтным заводом.

 Як-40 РЭО. Модель, подготовленная Научно-производственным объединением «Взлёт». Предназначена для тестирования пилотажно-навигационной техники.

 Як-40 «Салон». Модификация, рассчитанная в первую очередь на экспорт. Самолет имел две разновидности: 1 вариант вмещал 11 пассажирских мест и 2 салона, 2 вариант — 16-20 пассажирских мест в одном салоне.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
 Як-40 «Фобос». Научно-производственное объединение имени Лавочкина использовало данную модель для проведения различных научных экспериментов: тестирования космической техники, исследования окружающей среды, фиксирования и оповещения о надвижении аномальных явлений, природных и спровоцированных деятельностью человека.

 Як-40 «Шторм». Самолет создан общими усилиями Высокогорного геофизического института и Минского авиаремонтного завода. Предназначение — исследование атмосферных явлений и облачных систем.

 Як-40К. Самолет для проведения грузовых и грузопассажирских перевозок. Допустимое количество пассажирских мест —10-18, предполагаемый вес груза — от 2150 до 1150 килограмм.

 Этот не полный перечень трансформаций самолета Як-40 четко дает понять о широкой применимости модели на территории СССР и в других странах мира.

Аварии и катастрофы

 За всю историю эксплуатации Як-40 произошло около 117 аварии, случившихся в силу разных причин.

Авария Як-40 под Ханты-Мансийском

 3 сентября 1970 года в горах Таджикистана произошло первое крушение Як-40 по причине халатности и невнимательности диспетчера, давшим ложные показания к действиям. При выявлении неточностей диспетчер дал указ поднять высоту, но экипаж ослушался. Самолет врезался в гору Айри-Таш. Столкновение полностью разрушило конструкцию — 21 пассажир погиб.

 28 февраля 1973 года вблизи г. Семей, Казахстан, случилась еще одна масштабная катастрофа. Сразу после взлета в системе Як-40 произошел сбой — пикирование, вследствие чего авиалайнер начал резко падать. При соприкосновении с землей самолет снова взлетел в воздух, после упал и взорвался.   

 22 октября 1975 года в результате аварии Як-40 погибло 11 пассажиров. Катастрофа произошла на проспекте Карла Маркса, Новгород. Из-за плохих погодных условий (туман) самолет сбился с установленного курса и врезался в жилой дом, в связи с этим дом загорелся. Погибло 4 человека, в числе которых находится семилетний ребенок, 9 человек получили множественные ожоги и травмы.

Аварийная посадка Як-40 на лед

 24 января 1988 года в городе Нижневартовск у самолета Як-40 отказало сразу два двигателя, а именно снизилось необходимое для поддержания полета число оборотов. Сразу после взлета самолет врезался в линии электропередач. Комиссия не смогла установить точных причин отказа двух двигателей.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
 9 марта 2000 года самолет Як-40 держал курс из Москвы в Киев. Поднявшись на высоту 15 метров начал падать. Крушение произошло вблизи взлетно-посадочной полосы. Погибло 11 человек, среди которых была Зия Бажаева и известный журналист Артём Боровик. Причиной аварии стало халатное отношение проверочных служб и невнимательность пилота.

 Несмотря на активную эксплуатацию самолета Як-40 начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, в 2000 годах постепенно начался процесс списания авиалайнера с производства и использования.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector