Як-40 советский авиалайнер с простым управлением
Як-40 — высоконадежный авиалайнер, обладающий высокими характеристиками и характеризующийся простотой управления. Новизна состояла в том, что самолет был реактивным, в отличие от применявшихся до этого поршневых авиалайнеров.
Содержание
История создания
В 1960 году было принято решение о замене самолетов Ил-12 и Ил-14. Постановление подписал Совет Министров СССР. Разработку нового проекта поручили опытно-конструкторскому бюро имени Александра Сергеевича Яковлева, завершившему постройку самолета в 1965 году. Первый пробный полет состоялся 21 октября 1966 года. Роль летчиков-испытателей отвели А. Л. Колосову и Ю. В. Петрову.
В результате проведения ряда удачных полетов на следующих год самолет поступил в массовое производство, продлившееся до 1981 года. За время активной эксплуатации было выпущено около 1 тысячи единиц, 125 из которых были отправлены на экспорт. За период крупной фабрикации было произведено более десяти модификаций самолета.
Характеристики самолета
В силу своего размера, но при этом чрезмерного выхлопа двигателей, Як-40 стали называть “железным окурком”. Другой прозвище, “истребитель керосина”, самолет получит по причине большого потребления топлива. Несмотря на все несовершенства, самолет пользовался уважением среди летчиков.
Як-40 может совершить безопасную посадку даже при отказе одного из двигателей, также возможно продолжение полета с применением лишь одного мотора. Благодаря размещению двигателей в задней части конструкции снизился уровень шума авиалайнера. К пилотированию допускаются летчики среднего уровня квалификации. Самолет можно поднять в небо на грунтовом аэродроме без специального покрытия.
Длина самолета составляет 20.4 метра, размах крыльев — 25 метров. Максимальная дальность полета — 1800 километров. Количество пассажирских мест колебалось от 27 до 36 в зависимости от модификации самолета.
Экспорт Як-40
Высокие характеристики оценил по достоинству не только СССР, но и множество государств по всему миру. Страны Африки, Азии, Латинской Америки и Западной Европы стали активными эксплуататорами Як-40. Американской корпорации Boeing поступило предложение на сотрудничество: продажу и производство Як-40. Обслуживание должно было проводится в Северной Америке, но некоторые структуры США выступили категорически против, поэтому совместная работа не перешла на практику.
Азербайджан, Грузия, Италия, Куба, Польша, Сербия, Чехия, Украина, Югославия и множество других стран (всего 19 государств) были заинтересованы в покупке и использовании самолета Як-40.
Модификации
Як-40-25. Модель использовалась для проведения различных испытаний радиоэлектронной техники. Был установлен новый блок оборудования.
Як-40 «Аква». Модель применялась для проведения исследований атмосферы, позволяющих определить уровень загрязнения воздуха. Применялся при ликвидации последствий Аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В 90-е года был трансформирован в пассажирский авиалайнер.
Як-40 «Калибровщик». Использовался для проверки и тестирования радиотехнического оборудования, находящегося на территории аэродрома.
Як-40 «Лирос». Применялся при проведении исследовательских работ атмосферы. В 1986 году также был задействован при ликвидации последствий Аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Як-40 «Метео». Самолет-метеолаборатория: использовался для исследования облачных систем и атмосферы. Самолет создан Минским авиаремонтным заводом.
Як-40 РЭО. Модель, подготовленная Научно-производственным объединением «Взлёт». Предназначена для тестирования пилотажно-навигационной техники.
Як-40 «Салон». Модификация, рассчитанная в первую очередь на экспорт. Самолет имел две разновидности: 1 вариант вмещал 11 пассажирских мест и 2 салона, 2 вариант — 16-20 пассажирских мест в одном салоне.
Як-40 «Шторм». Самолет создан общими усилиями Высокогорного геофизического института и Минского авиаремонтного завода. Предназначение — исследование атмосферных явлений и облачных систем.
Як-40К. Самолет для проведения грузовых и грузопассажирских перевозок. Допустимое количество пассажирских мест —10-18, предполагаемый вес груза — от 2150 до 1150 килограмм.
Этот не полный перечень трансформаций самолета Як-40 четко дает понять о широкой применимости модели на территории СССР и в других странах мира.
Аварии и катастрофы
За всю историю эксплуатации Як-40 произошло около 117 аварии, случившихся в силу разных причин.
3 сентября 1970 года в горах Таджикистана произошло первое крушение Як-40 по причине халатности и невнимательности диспетчера, давшим ложные показания к действиям. При выявлении неточностей диспетчер дал указ поднять высоту, но экипаж ослушался. Самолет врезался в гору Айри-Таш. Столкновение полностью разрушило конструкцию — 21 пассажир погиб.
28 февраля 1973 года вблизи г. Семей, Казахстан, случилась еще одна масштабная катастрофа. Сразу после взлета в системе Як-40 произошел сбой — пикирование, вследствие чего авиалайнер начал резко падать. При соприкосновении с землей самолет снова взлетел в воздух, после упал и взорвался.
22 октября 1975 года в результате аварии Як-40 погибло 11 пассажиров. Катастрофа произошла на проспекте Карла Маркса, Новгород. Из-за плохих погодных условий (туман) самолет сбился с установленного курса и врезался в жилой дом, в связи с этим дом загорелся. Погибло 4 человека, в числе которых находится семилетний ребенок, 9 человек получили множественные ожоги и травмы.
24 января 1988 года в городе Нижневартовск у самолета Як-40 отказало сразу два двигателя, а именно снизилось необходимое для поддержания полета число оборотов. Сразу после взлета самолет врезался в линии электропередач. Комиссия не смогла установить точных причин отказа двух двигателей.
Несмотря на активную эксплуатацию самолета Як-40 начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, в 2000 годах постепенно начался процесс списания авиалайнера с производства и использования.