Советский вездеход ЗиЛ-Э167: все болота по колено

Советский Союз занимал на карте земного шара ⅙ часть суши, его территория была действительно большой. На его территории располагались страны с теплым климатом, были и холодные территории. Не везде были хорошие дороги, а кое-где их вообще не было. Именно для самых неблагоприятных климатических и дорожных условий был создан ЗиЛ-Э167. 

История создания

Над разработкой данного вездехода работали конструкторы Завода имени Лихачева. Начали работу они в начале 50-х годов. Руководителем проекта был В.А. Грачев. Официальное постановление о выпуске и разработке вышло в 1961 году. Техническое задание было следующим: создать высокопроходимый многоосный аппарат, который мог бы перевозить людей, грузы, и служить платформой для чего-либо. 

В 1963 году был представлен первый образец. После чего его тут же отправили на испытания. Буква э в названии означала “экспериментальный”. В качестве испытания машину отправили из Москвы в Пермскую область своим ходом. По ходу движения машина часто сьезжала на бездорожье, где показывала те же результаты, что и на трассе, при этом ей были не страшны любые болота. После чего автомобиль вернулся в столицу, были сделаны некие доработки и через год машину решили испытать на песчаной поверхности. ЗиЛ и там показал себя хорошо. После чего машину отправили в Сибирь на помощь новообразованной стройке. 

По всем итогам машина показала себя как нельзя лучше, но ее не захотели выпускать в серийное производство. Причин было несколько: нишу данного транспортного средства занял гусеничный вездеход ГТ-Т, хотя он немного уступал, но конструкция его была легче и в производстве он был дешевле. Цена, да и отсутствие необходимости окончательно похоронило все надежды на серийное производство. После чего данный вездеход вернулся на завод имени Лихачева, где стоял долгое время. Сейчас же он отреставрировал и находится в музее под навесом в селе Ивановском что под Москвой. 

Особенности и конструкция

Так как это был не простой четырехколесный вездеход, то и конструкция его была сложнее. Основой для рамы послужил ЗиЛ-135. Жесткость ее повысили. Дном и одновременно защитой служили стальные листы. Корпус был поделен на три части: кабина водителей, грузо-пассажирский отсек, моторный отсек. Силовую установку и трансмиссию взяли от все того же 135-го. Здесь стояли 375-е ЗиЛовские двигатели, мощностью 180 лошадиных сил. Топливная система включала шесть баков, в которых всего помещалось 900 литров топлива. 

Двигателя было два, для каждого борта. Вообще для каждого борта были свои системы, которые работали отдельно и уравновешивали друг друга и саму машину. На панели управления также было два органа управления. Подвеска была зависимой на второй и независимой на двух других осях. Тормоза были барабанные с пневмоусилителями. Руль также был с гидроусилителями. Колеса были отдельно разработаны на заводе. Колесный диск был сплавом металла и стеклопластика. Шины взяли с МАЗ-529. 

Кабина вмещала 4-ех человек, плюс еще экипаж мог размещаться сзади. Остекление и обзорность в кабине были хорошие. Была там и система обогрева. Размеры, как и предполагалось, получились немаленькими: длина более 9 метров, ширина и высота составляли около 3 метров. Клиренс составлял 85 сантиметров. Диаметр колес — 1.7 метров. Масса машины без груза — 12 тонн, с грузом — 17. 

Итог

Данная машина стала очередным хорошим образцом в плане задумки и реализации, но, как и многие, провалом в плане экономики и рентабельности. Она стала демонстрацией конструкторской мысли, мощи СССР, но достойного применения так и не нашла. Но, к счастью, это не недостаток машины, поэтому она заслужила свое место в истории автопрома.

 

Рейтинг автора
Автор статьи
Гафтко Степан
Написано статей
103
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector