Танк на подводных крыльях: знаменитый советский проект

В прошлом веке Советский Союз наряду с Сша являлся мировой сверхдержавой. Довольно много денег в то время тратилось на оборону. Причем это были не только серийные образцы, но и различные экспериментальные экспонаты. 

Засекреченный проект 80

Да именно такое название получила данная модель. Речь о танке на подводных крыльях.  О его разработке очень мало данных, осталось очень мало живых очевидцев и непосредственно конструкторов, но некоторые данные все же есть.

Этот танк, по задумке, должен был обгонять катера на воде и также быть боеспособным на суше. Полное название — морское скоростное танкодесантное плавательное средство. 

Первым куратором проекта был Павел Михайлович Куралгаев. Основными задачами для этого аппарата были: подьем на борт танков Т-54 или Т-55, развитие скорости до 50 километров в час а также возможность двигаться по воде даже при 5-бальном шторме. Еще одним важным и сложным требованием было ведение огня прямо с воды.

Разработка и конструкция

Стартовал проект и его разработка в 1950-х годах.  Плавучий понтон разрабатывался в конструкторском бюро “Волгобалтсудопроект”. Тогда уже проектом руководил Михаил Щукин. Крылья разрабатывались отдельно, как и двигатель, им стал М-50 мощностью 1200 лошадиных сил. Его, как и крылья, разработал Ростислав Алексеев.  В комплекте с понтоном шли два катера, которые навешивались на танк сбоку.

За поднятие плавсредства над водой отвечали гидроцилиндры. Гребной винт был совмещен с рулевой колонкой, поэтому глубина погружения регулировалась. На глубине навешенные крылья опускались и уходили под воду. Все действия происходили без участия человеческого труда, что было довольно удобно. Полная комплектация занимала 45 минут, а чтоб избавиться от понтонов, танку требовалось три минуты. 

Испытания проводили в 1966 году. Вначале это был просто макет, но через год уже была сконструирована полномасштабная модель. Ее испытания проводились в Севастополе. Экипаж состоял из двух человек — моториста и водителя. Причем водитель мог управлять как катером так и танком. Скорость аппарат сразу показал большую — 58 километров в час — больше чем максимальная. Но вот одна из стяжек оторвалась и танк оказался под водой. Экипаж спасло то, что глубина была небольшая. В ходе исследования определили, что причиной поломки являлся пропиленный паз. Заявленные 5 баллов  шторма средство не могло преодолеть на высокой скорости, максимумом были 3 балла. Вода попадала в воздухозаборники, двигатели глохли. Также происходили и испытания ударной силы танка. Естественно этот эксперимент провалился, ведь очень сложно сделать так, чтобы танк стрелял с воды, на него влияют многие факторы. Но и без этого аппарат получилось привести в более-менее хорошее состояние. 

Дальнейшая судьба

Далее все-таки решили организовать мелкосерийное производство, в ходе которого выпустили 13 комплектов на разных заводах. Базировались эти аппараты в Севастополе. В 1971 году проект свернули по некоторым причинам. Первая — это то, что автономность хода составляла 350 километров, а этого было недостаточно для полноценных водных операций. Вторая — это то, что нужен был еще и штурман, который попросту не помещался на борту.

Да и на Черном море почти всегда были штормы 5 баллов и выше. В таких условиях танк становится непригоден. Также вес катеров и танка был довольно большим, что давало большие нагрузки на всю конструкцию. Но главной проблемой было неумение использовать такие аппараты в военных условиях. В одиночку они не дееспособны, а работать с другими судами не получалось из-за разницы скоростей.

 

Таким образом такой перспективный и интересный проект закрыли, и о нем сегодня мало кто помнит.

 

Рейтинг автора
Автор статьи
Гафтко Степан
Написано статей
103
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector