Крейсеры СССР — за счет чего страна удерживала контроль в океанах

Изначально под таким названием объединяли корабли не определенной конструкции, как сейчас, а определенного назначения. В задачи самых первых крейсеров, которые начали широко использоваться уже в 17-ом веке, входила разведка, доставка донесений и поручений, охота на торговые суда противника. Если обобщить, то самый первый крейсер — это корабль-одиночка, который все свои цели должен был достигать соло. Таковыми они остаются, по сути, и по сей день. Правда, былой популярностью судна этого класса уже не пользуются.

Командный крейсер «Адмирал Сенявин»

В Советском Союзе хотя их и производили, но основной акцент делали на сухопутной технике. Они и понятно — большинство “идеологических” противников находилось в западной части Европы, и к ним проще было достаться на земле. Поэтому правительство СССР уделяло внимание морскому флоту, но без особого рвения. Стране нужны были танки и самолеты, а не корабли. И во Вторую мировую войну Союз вступил чуть ли не с самым маленьким количеством кораблей данного класса — 7-мь штук. К примеру, у Великобритании в распоряжении находилось 65 крейсеров, у США и Японии — 37 и 38 соответственно. Причем если на вооружении у них находились корабли как тяжелого, так и легкого класса, то СССР обладал только последними. С них же и начнем

Легкие крейсеры СССР

Проект 26

Его история стартовала в 1930-ом году. Крейсеры, весьма удачно показавшие себя в боях Первой мировой, массово производились во многих странах мира. Советский Союз в этом вопросе сильно отставал, так как на вооружении были только устаревшие морально и технически модели. Поэтому было решено закупить несколько моделей у итальянцев, но в итоге получили отказ. В 1932-ом году было высказано мнение, что мощностей у СССР хватит на конструирование и постройку своих кораблей подобного класса. С мнением согласились и выдали техническое задание Научно-техническому комитету по проектированию легкого крейсера. Он должен был иметь 4-ре орудия калибром 180 мм, восемь зениток, калибром 100 мм и 45 мм(по четыре на каждый калибр), места под самолеты-истребители. Максимальная скорость судна должна была составлять 37-38 узлов, а дальность плавания — 3600 миль. Экипаж должен был состоять из 736-ти человек. В 34-ом году проект был утвержден на разработку.

Крейсера проекта 26

В октябре 35-го были заложены первые и последние корабли проекта — “Киров” и “Ворошилов”. Первый спустили на воду через год, второй — в июне 37-го. На вооружение были приняты в 38-ом и 40-ых годах соответственно. Несли свою службу до середины 70-ых, где были с почестями списаны как легенды ВМС СССР.

Проект 26-бис

После строительства двух первых крейсеров “Проекта 26”, советское руководство обратило внимание на то, что бронирование кораблей было весьма скромным, по мировым стандартам. Поэтому следующие корабли, находящиеся в разработке, было решено модернизировать. Кроме утолщения брони, решенили увеличить запас топлива, улучшить зенитные орудия и поставить на борт еще несколько 180-ти мм пушек. Было построено 4-ре корабля — “Максим Горький”, “Молотов”, “Калинин” и “Каганович”. Первые три успели поучаствовать в боях Второй мировой. Служили до середина 60-ых, начала 70-ых годов.

Как считаете, чьи крейсера были мощнее?
СССРСША

Из преимуществ крейсеров этой серии можно отметить наибольшую дальнобойность орудий среди конкурентов, достаточно неплохую броню, и хорошую живучесть при подрыве на минах и попадании авиабомб. Из минусов — низкая скорострельность, быстрый износ ствола, небольшая дальноходность. Хотя последнее, скорее всего, к минусам можно и не относить, так как советские крейсеры этой модели были рассчитаны на использование в Балтийском и Черном морях, в то время как у конкурентов — по всему земному шару.

Проект 68-К

С учетом разгорающегося конфликта в центре Европы, руководство СССР приняло решение о постройки нового типа легких крейсеров, которые теперь предназначались для действий в мировых океанах. Из планируемых 17-ти было построено только 5-ть, и то уже после окончания войны. Это — “Чапаев”, “Чкалов”, “Железняков”, “Фрунзе” и “Куйбышев”. Все их заложили примерно и одно и то же время — август-октябрь 39-го года.

Крейсера типа Чапаев

На момент 22 июня 41-го  ни один из них не был готов даже наполовину. Строительство законсервировали, аж до апреля 50-го года, когда каждое из вышеперечисленных судов было принято на вооружение в ВМС. По вооружению не уступали своим предшественникам, а по бронированию — превосходили. Отменно несли службу до своего списания.

Проект 68-бис

Идейное продолжение довоенной серии. Первый крейсер, проектированием которого занялись после окончания советско-немецкой войны. Практически по всем показателям превосходил предшественника. В строй было принято 14 кораблей.

Тяжелые крейсеры СССР

Во время Второй мировой советское командование осознало свое отставание в морском вооружении, в том числе — в количестве и качестве крейсеров.

Вооружение крейсера Проект 26

Несмотря на то, что серия “Проекта 26” достаточно неплохо показала себя в боях, они напрочь проигрывали тяжелым моделям. Впрочем, первый опытные эскизы были созданы еще в середине 30-ых, когда о над Европой начинал только куриться дым будущего конфликта. К сожалению или к счастью, судьба у всех “тяжеловесов” оказалась несчастливой.

Проект 69

Тяжелые крейсеры типу “Кронштад” были представлены высшему руководству в июне 38-го года. Толщина брони была от 80-ти мм до 210-ти.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Вооружен он был 9-ю орудиями калибра 305 мм, 8-ю — калибра 152-ух мм, и 32-мя пушками калибра поменьше. Предназначался от также для ведения боевых в условиях открытого океана, поэтому дальность плавания составляла более 8000 миль.

Первыми заложили крейсеры “Кронштад” и “Севастополь” в декабре 39-го года. Всего планировали построить 15 крейсеров. В процессе строительства возникало множество проблем технического характера, многие орудия не удавалось установить в заданные сроки ввиду их неготовности. А не готовы они были из-за того, что у советских инженеров не было нужных образцов и разработку пушек приходилось начинать чуть ли не с нуля. Впрочем, все было тщетно — когда пришла война, строительство законсервировали, все силы бросили на оборону страны.

Изображение крейсера «Кронштадт»

“Кронштад”, который делали в Ленинграде, разобрали на металлолом, после войны осталась только половина построенного. “Севастополь” ждала та же участь, только теперь его пользовали немцы. По окончанию войны, все работы по восстановлению были признаны нецелесообразными. Проект вылетел в трубу.

Интересно, что большинство технических элементов, которых не было под рукой у советских инженеров, планировали покупать у Германии. Во многих случаях, на договорах стояли подписи, были уплачены деньги, а поставки ожидали в конце 40-го, начале 41-го года. Но они, почему-то, не пришли. Ага, почему-то.

Проект 66

Несмотря на путаницу в нумерацию, сейчас пойдет речь об идейном наследнике “69-ки”. В 47-ом году было принято решение продолжить строительство тяжелых крейсеров, которые по своим параметрам скорее напоминали средние. Так как “холодная война” уже началась, они должны были превосходить американского оппонента, судна типа “Де Мойна”, по всем параметрам. Разработка велась до 54-го года, когда и была полностью прекращена.

Американский крейсер «Де Мойна»

При крайне высокой себестоимости(900 млн. рублей при серийном производстве), практически во всем проигрывал конкуренту, был крайне уязвим для атак с воздуха и при подрыве на минах. Поэтому высшее руководство решило поставить точку и перейти к более перспективным проектам.

Проект 82

Если крейсеры “Проекта 66” были тяжелыми только по названию, то 82-ые были полновесными “тяжеловесами”. Приказ о разработке в 46-ом году отдал лично Сталин. В основу разработки был положен трофейный немецкий корабль “Лютцер”, который захватили еще в 41-ом году. В принципе, работы над созданием своего тяжелого судна стартовали тогда, но из-за тяжелых условий войны времени и денег на него не было. Обладал толстой броней свыше 200-т мм, в качестве основного вооружения имел 9-ть пушек СМ-33 калибра 305 мм. Масса одного снаряда была за 400-та кг!, а максимальная дальность полета — примерно 50 км. Имел особые снаряды легкого типа с радиусом обстрела до 120-ти км. Было заложено два корабля — “Сталинград” и “Москва”. Оба начали строить в 51-ом году. В 53-ом, после смерти Сталина, их разобрали на металоллом.

Тяжелый крейсер «Сталинград»

Такова печальная история тяжелых крейсеров в СССР. Ни один из них так и не был принят на вооружение, а в дальнейшем правительство Советского Союза не видела смысла в постройке кораблей этого типа, так как задачи по борьбе с аналогичными суднами противника она возлагала на другие боевые единицы.

Ракетные крейсеры

С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.

Проект 58

Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.

Ракетный крейсер «Варяг»

Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.

Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.

Проект 1164

Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.

Проект 1144

И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.

В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”

Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.

Заключение

В данной статье были упомянуты далеко не все виды крейсеров. Просто они либо не так распространены, либо имеют не такую интересную историю. В общем, как можно понять, Советский Союз стремился доминировать на всех фронтах и сферах деятельности.

Тяжёлый Атомный Ракетный Крейсер «Адмирал Нахимов»

Правда не всегда ему это удавалось. Тяжелые крейсеры отсутствовали как класс, легкие были ни хуже, ни лучше конкурентов. Правда вот, ракетные долгое время оставались грозной силой в океанских водах, неся серьезную опасность своему прямому противнику — США. Что ж, слава богу, что несмотря на всю эту мощь, пушки и ракетные установки в основном молчали.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 3
Загрузка...

Читайте также:

комментария 2

  1. Аноним:

    трофейный немецкий корабль “Лютцер”- что это?

  2. Безграмотно. Во всём.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector