Межконтинентальная ракета “Буря”. Ядерная угроза всему миру, которая так и не была выпущена

В конце 40-ых, начале 50-ых в гонке вооружений между США и СССР начался новый этап. Военный мир сходил с ума с относительно нового средства массового поражения — ракет на реактивной тяге. Высокая дальность стрельбы(до 500-от км в первых моделях), относительная точность и разрушительность переносимого заряда в боеголовке, делала их весомым аргументом в игре мускул не только Америки и Советского Союза, но и остальных стран, которые имели влияние на политической карте.

Межконтинентальная крылатая ракета B-350 «Буря»

Они стали новым фетишем военных конструкторов и организаций, занимающихся разработкой современного вооружения. Естественно, перед учеными СССР ставились, как всегда, высочайшие цели — создать не просто хорошую модель, но — самую лучшую.

Начало разработки

Основная заслуга в производстве межконтинентальных ракетах принадлежит гениальному конструктору и разработчику Сергею Королеву. Именно его бюро поручили создать оружие, способное на тысячи километров переносит ядерный заряд и попадать в цель с точностью в +- 500 метров. Но также Совет Министров постановил вести разработки и в другом, параллельном направлении.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Тогда, еще на заре создания подобного вооружения, шли горячие споры о том, какая конструкция лучше и позволит лететь дальше и нести у больше — у баллистических ракет, либо же у крылатых. Так как конкретных, опытных испытаний никто еще не проводил, правительство СССР решило поручить создание “крылаток” другому бюро, планируя по происшествию годов, затраченных на разработку, разобраться, какое направление перспективней.

Работа была поручена ОКБ-301, руководителем проекта назначили Н.С. Чернякова. Произошло это в 1954-ом году. Были заданы требуемые технические характеристики, установлены сроки создания и выпуска первого опытного образца. Также для выполнения работ, которые не могли выполнить специалисты 301-го были привлечены другие конструкторские организации. Сформировалась рабочая команда, устаканился ориентировочный план.

Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С. Черняков

Спустя несколько месяцев был готов первый эскиз, который получил одобрение у начальства. Следующие три года заняло воплощение задумок в жизнь. Так как Черняков и его команды были первопроходцами в этой области(до этого не существовало работающих моделей межконтинентальных крылатых ракет, разве что на бумаге), то, естественно, они столкнулись с рядом вопросов, на которые никто не мог дать ответа.

Как вы оцените проект «Бури»?
Зря потратили деньги Мощное оружие

Многое пришлось решать только методом проб и ошибок. Понятно, что такой подход существенно замедлял процесс. Ободряло только одно — у конкурентов, у Королева и его сотрудника, дела обстояли не лучше.

Испытания

Но, как бы то ни было, в 57-ом был осуществлен первый пробный запуск “Бури”(такое ей дали официальное наименование в процессе разработки). Сначала испытательная модель стартовала в Капустином Яру, где все прошло достаточно гладко, но было видно, что расти еще есть куда. Потом произошла неудачная попытка на полигоне в Астрахане. К счастью, ракета разорвалась в воздухе и никто не пострадал. После доработок, был запущен серийный выпуск ракет на Куйбышевском заводе, предназначены как раз для тестирования.

Крылатая ракета

В итоге, во время пятого пуска долгие и изнурительные работы ознаменовались успехом — все прошло ровно так, как планировали создатели. В ходе двух последующих лет было проведено еще 13-ть подобных пусков, некоторые предполагали дальность полета в несколько тысяч километров.

Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.
Было выявлено два существенных недостатка “Бури” — гораздо больший расход топлива, чем изначально планировалось и низкая точность — радиус разброса достигал от 4-ех до 7-ми километров. Разработчики горели энтузиазмом и были готовы продолжать, но тут вмешалось одно беспрекословное “Но”.

Закрытие проекта

Еще в 57-ом году, когда “Буря” только начинала робко делать первые полеты, Королев в очередной раз доказал свою гениальность — его баллистическая ракета Р-7 уже была готова и ее вскоре приняли на вооружение. Несмотря на равную ограниченность в знаниях и возможностях по сравнению с конкурентом Черняковым, Сергей Павлович сумел блестяще справиться с возложенной на него задачей —  “семерка” во многих параметрах на голову превосходила “Бурю”.

Чертежи крылатой ракеты Х-22 «Буря»

В том числе она была неуязвима для систем ПВО противника, проникая через них, как нож сквозь масло. Хоть Черняков и отстаивал свой проект как мог, но сам Хрущев был против. Так что все попытки были тщетны. Но кое-что после себя “Буре” удалось оставить.

Технические характеристики и инновации

Высота полета — до 25-ти километров, дальность — около 8 тыс.км. Вес самой ракеты составлял около 40-ка тонн при взлете, а длина достигала около 18-ти метров. Максимальная скорость полета — около 3500 км/час.

Бомбардировщик с ракетой

При разработке “Бури” конструкторами ОКБ-301 был произведен ряд инноваций: во-первых, они открыли новый, более дешевый и надежный, способ сварки титанических сплавов, во-вторых, улучшили астронавигационную систему управления полетом, впервые в мире сделав ее автоматической, и, в-третьих, создали новый вид сверхзвукового двигателя, который и не был самым быстрым, зато в производстве был значительно проще и дешевле аналогов.

Заключение

Как видно, СССР было настолько могучей и обеспеченной державой, что позволяло себе отправлять в утиль уже практически готовые модели боевых ракет, которые пускай и не были лучшими, но с доработками вполне могли удачно выполнять возложенные на них боевые задачи. А, может, в этом следует винить Хрущева, известного своими сумасбродствами и крайне неоднозначными решениями(вспомнить хотя бы “Кузькину мать!”). Впрочем, это не отменяет того, что еще один многолетний труд команды людей канул, по сути, в небытие.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector