Межконтинентальная ракета “Буря”. Ядерная угроза всему миру, которая так и не была выпущена
В конце 40-ых, начале 50-ых в гонке вооружений между США и СССР начался новый этап. Военный мир сходил с ума с относительно нового средства массового поражения — ракет на реактивной тяге. Высокая дальность стрельбы(до 500-от км в первых моделях), относительная точность и разрушительность переносимого заряда в боеголовке, делала их весомым аргументом в игре мускул не только Америки и Советского Союза, но и остальных стран, которые имели влияние на политической карте.
Они стали новым фетишем военных конструкторов и организаций, занимающихся разработкой современного вооружения. Естественно, перед учеными СССР ставились, как всегда, высочайшие цели — создать не просто хорошую модель, но — самую лучшую.
Содержание
Начало разработки
Основная заслуга в производстве межконтинентальных ракетах принадлежит гениальному конструктору и разработчику Сергею Королеву. Именно его бюро поручили создать оружие, способное на тысячи километров переносит ядерный заряд и попадать в цель с точностью в +- 500 метров. Но также Совет Министров постановил вести разработки и в другом, параллельном направлении.
Работа была поручена ОКБ-301, руководителем проекта назначили Н.С. Чернякова. Произошло это в 1954-ом году. Были заданы требуемые технические характеристики, установлены сроки создания и выпуска первого опытного образца. Также для выполнения работ, которые не могли выполнить специалисты 301-го были привлечены другие конструкторские организации. Сформировалась рабочая команда, устаканился ориентировочный план.
Спустя несколько месяцев был готов первый эскиз, который получил одобрение у начальства. Следующие три года заняло воплощение задумок в жизнь. Так как Черняков и его команды были первопроходцами в этой области(до этого не существовало работающих моделей межконтинентальных крылатых ракет, разве что на бумаге), то, естественно, они столкнулись с рядом вопросов, на которые никто не мог дать ответа.
Многое пришлось решать только методом проб и ошибок. Понятно, что такой подход существенно замедлял процесс. Ободряло только одно — у конкурентов, у Королева и его сотрудника, дела обстояли не лучше.
Испытания
Но, как бы то ни было, в 57-ом был осуществлен первый пробный запуск “Бури”(такое ей дали официальное наименование в процессе разработки). Сначала испытательная модель стартовала в Капустином Яру, где все прошло достаточно гладко, но было видно, что расти еще есть куда. Потом произошла неудачная попытка на полигоне в Астрахане. К счастью, ракета разорвалась в воздухе и никто не пострадал. После доработок, был запущен серийный выпуск ракет на Куйбышевском заводе, предназначены как раз для тестирования.
В итоге, во время пятого пуска долгие и изнурительные работы ознаменовались успехом — все прошло ровно так, как планировали создатели. В ходе двух последующих лет было проведено еще 13-ть подобных пусков, некоторые предполагали дальность полета в несколько тысяч километров.
Закрытие проекта
Еще в 57-ом году, когда “Буря” только начинала робко делать первые полеты, Королев в очередной раз доказал свою гениальность — его баллистическая ракета Р-7 уже была готова и ее вскоре приняли на вооружение. Несмотря на равную ограниченность в знаниях и возможностях по сравнению с конкурентом Черняковым, Сергей Павлович сумел блестяще справиться с возложенной на него задачей — “семерка” во многих параметрах на голову превосходила “Бурю”.
В том числе она была неуязвима для систем ПВО противника, проникая через них, как нож сквозь масло. Хоть Черняков и отстаивал свой проект как мог, но сам Хрущев был против. Так что все попытки были тщетны. Но кое-что после себя “Буре” удалось оставить.
Технические характеристики и инновации
Высота полета — до 25-ти километров, дальность — около 8 тыс.км. Вес самой ракеты составлял около 40-ка тонн при взлете, а длина достигала около 18-ти метров. Максимальная скорость полета — около 3500 км/час.
При разработке “Бури” конструкторами ОКБ-301 был произведен ряд инноваций: во-первых, они открыли новый, более дешевый и надежный, способ сварки титанических сплавов, во-вторых, улучшили астронавигационную систему управления полетом, впервые в мире сделав ее автоматической, и, в-третьих, создали новый вид сверхзвукового двигателя, который и не был самым быстрым, зато в производстве был значительно проще и дешевле аналогов.
Заключение
Как видно, СССР было настолько могучей и обеспеченной державой, что позволяло себе отправлять в утиль уже практически готовые модели боевых ракет, которые пускай и не были лучшими, но с доработками вполне могли удачно выполнять возложенные на них боевые задачи. А, может, в этом следует винить Хрущева, известного своими сумасбродствами и крайне неоднозначными решениями(вспомнить хотя бы “Кузькину мать!”). Впрочем, это не отменяет того, что еще один многолетний труд команды людей канул, по сути, в небытие.
Слава советским конструкторам!