Советский поезд на реактивной тяге. На острие прогресса

Наверное, практически все взрослое или околовзрослое население стран пост-СССР знает о конфликте между Советским Союзом и США, который называют “холодной” войной. Кто-то помнить о ней из уроков истории, кто-то смотрел художественные или документальные фильмы на эту тематику.

Противостояние разведывательных служб и шпионов, гонка вооружений, неоднократная угроза уничтожения мира пламенем ядерной бомбы — все это долгое время было реалиями второй половины двадцатого века. Но, скорей всего, меньше людей знает о том, что две сверхдержавы соревновались между собой не только в том, у кого танк побольше и ракета повзрывней, нет.

А вы видели этот поезд?
ДАНЕТ

Как СССР, так и США пытались, в первую очередь, доказать, что именно их идеология является самой передовой и прогрессивной. А для этого нужно было не только создавать самое мощное оружие, но и делать жизнь для своих граждан максимально удобной и комфортабельной. И для этого нужно было быть первыми не только в среде военных технологий, но и, как говориться, в гражданской сфере.

Построенный, чтобы дать жизнь другим

Под конец 60-ых в Советском Союзе всерьез задумались над созданием электропоезда, способного развивать скорость до 200 км/час. То ли внутренний рынок срочно нуждался в такой модернизации средств пассажироперемещения на длинные и не очень расстояния, то ли просто главные конкуренты в виде Америки уже начали испытания в данной области.

В общем, проекту приказали быть, и инженеры-конструктора в сфере ЖД начали ломать голову, чертить, планировать. В ходе всего вышеперечисленного они пришли к выводу, что для дальнейшей работы им не хватает опытных данных относительно взаимодействия пары “колесо-рельса”.

Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.
Ведь для того, чтобы создать железнодорожный транспорт, который мог бы развивать скорость в две сотни километров, нужно было максимально уменьшить сопротивление материала при движении на полотне. А чтобы изучить особенности подобного взаимодействия, нужно было сначала разогнать поезд до такой скорости.

Получался замкнутый круг — чтобы изучить, нужно разогнать, а чтобы разогнать, нужно обладать данными, которые можно получить, только если бы удалось разогнать, да простит читатель за многочисленную тавтологию. Но решение, в итоге, оказалось до безумия простым и, наверное, в чем-то отдающим фантастикой — на вагон решили поцепить реактивный двигатель от Як-40 — АИ-25, который предпочли аналогичному механизму от МиГ-15.

После службы сдать в утиль

Испытания, как его назвали, скоростного вагона-лаборатории(сокращено — СВЛ), начались в 1971-ом году и продлились до 75-го. В его ходе провели не один “забег”, максимальная скорость достигла отметки в 250 км/час. В ходе испытаний инженеры получили все интересующие их данные, таким образом сделав огромный скачок вперед к осуществлению первоначальной задачи. После этого, СВЛ стал абсолютно невостребованным, как в СССР, так и за его пределами.

В гражданских или военных целях его не было вариантов использовать, поэтому выход оставался только один — оставить где-то на задворках родного завода-производителя. Там о нем благополучно забыли. Подвергаясь на протяжении многих годов разграблению, коррозии и обветшанию, он, казалось, был полностью вычеркнут из жизни. Только уже спустя почти двух десятков лет о нем вспомнили, когда нужно было отмечать столетие предприятия, на котором вагон-лаборатория сошел с конвейера. Его не отремонтировали с целью пустить в работу, просто срезали переднюю часть вагона с реактивных двигателем на крыше. И сделали из нее памятник знаменательной дате.

Заключение

СВЛ был одним из звеньев большой задачи, стоящей на рубеже 60-ых и 70-ых годов перед советскими инженерами. Он стал смелым решением одного из непростых вызовов, возникавших во время проектирования и строительства скоростных электропоездов.

Мнение эксперта
Олег Белозеров
Проработал на заводе "ЮЖМАШ" 35 лет. Разрабатывал ракеты для полета в космос.
И, с честью справившись со своей работой, он был отправлен, по сути, на свалку. Не самый лучший конец для подобного чудо-произведения ученой мысли. Но все же…

В каком-то смысле он продолжает жить и существовать в современных машинах, гоняющих по железной дороге со скоростью в несколько сотен километров в час. Ведь и благодаря ему они существуют. За что и спасибо.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
109
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector