Все танки СССР до Второй мировой — от летающего до плавающего

Многие историки утверждают, что именно  советские танки Т-34 во время Второй мировой войны стали одной из тех причин, по которой Советский Союз одержал победу над фашистами и смог в корне переломить ход истории и всей войны. Но Танки Т-34 по меркам того времени были уже значительно модернизированными и новейшими танками в мире. До Второй мировой войны в Советском Союзе танкостроение не развивалось так бурно, как во время войны, но всё же машины для армии производились.

Первый танк Советского Союза

Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.

Французский танк Renault ft-17

На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.

Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники.

Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.

Модернизация и механизация боевой техники в СССР

Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.

Легкий танк Т-26

Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

Какой танк лучше?
Т-34Т-100

Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.

Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем  будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.

Танк Т-12

В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.

Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

Новые танки для Красной армии

После того, как как Т-16 был снят с вооружения армии, на Харьковском паровозном заводе был создан танк Т-12. По первоначальным чертежам и планированиям конструкторов он должен был иметь вес в 16 тонн. Но в конечном итоге он весил практически 20 тонн. На вооружении он имел пушку, калибром 45 мм, а также оснащался тремя пулеметами. В 1929 году этот танк одержал окончательное название Т-24 и был принят на вооружение.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Как рассказывали потом военные эксперты, этот танк был малоподвижным в бою и практически незащищенным, поэтому вскоре его сняли с вооружения, а его производство остановили. Этот танк в своём количестве насчитывает всего 25 штук.

Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов

В начале 1930-х годов на территории Советского Союза, а именно в разнообразных военных учебных заведениях под Казанью, проходили обучение германские солдаты и офицеры. В свою очередь, военные Советского Союза ездили в генеральный штаб Германии также для того, чтобы обучаться.

Vickers Medium Mark II — один из английских танков, которые закупали для СССР

В те времена страны тесно сотрудничали между собой в военной сфере. В марте 1930 года было заключено специальное соглашение, согласно которому немецкие специалисты должны были прибыть в Советский Союз для того, чтобы разрабатывать новые перспективные танки и боевые машины для СССР. Из Германии прибыла делегация инженеров, в которой Эдвард Гроте, знаменитый конструктор во всем мире, был назначен главным.

Были созданы специальные комиссии, которые должны были покупать иностранные боевые машины для Советского Союза. Например, в этих годах для Красной армии на вооружение были поставлены английские танки Виккерс Мk.II, а также многие другие. На тот момент конструкторское бюро СССР с помощью немецких специалистов уже производили разнообразные отечественные танки средней и тяжелой категории. Именно в 1931 году массово на территории Советского Союза начали производиться боевые машины. Выпускались танкетки Т-27.

Если вспомнить самые интересные танки по своей конструкции, то таким является образец Т-28, который имел три башни. Уже через год был создан танк Т-35, который имел уже пять башен. В 1931 году на территории Советского Союза уже делали танки на четырех заводах. Немецкие специалисты помогли своим советским коллегам разработать разные типы подобной военной техники.

Тяжелый танк Т-35

На вооружение Красной армии в те года поставлялись плавающие, легкие, колесно-гусеничные, тяжёлые, средние и другие разновидности боевых машин.

Легендарные советские танки

Одними из лучших на тот момент, по мнению самих военных, были танки типа БT. Их любили за скорость, а также особую маневренность. В 1936 году народный комиссар Ворошилов приказал конструкторскому бюро создать еще более новый танк, на базе машины БT. Новый вид вооружения получил название БТ-ИС, названный в честь Иосифа Сталина.

После 1937 года этот вид вооружения еще несколько раз модернизировался и получал соответственно новые названия. Так, например, мир увидел образец БТ-5, а также БТ-7.

Танк БТ-5

В 1937 году по указаниям верховного главнокомандующего Красной армии Харьковский паровозостроительный завод должен был модернизировать уже существующий танк Т-35. Новая машина должна была иметь на своём вооружение два крупнокалиберных пулемета, а также две пушки калибром 45 мм. Также предполагалось, что будет установлена еще одна пушка, калибр которой будет равен 76 мм. Танк получился очень массивным, он весил приблизительно 60 тонн и был защищен достаточно серьезным слоем брони, толщина которой доходила до 75 мм.

Также разрабатывали абсолютно новые боевые машины, такие как СМК и Т-100. В условиях военного обострения в Европе танковые заводы, а также конструкторские бюро получили особые указания, согласно которым работа над конструкциями этих боевых машин должна проходить круглосуточно и в условиях строжайшей секретности. К первому июню 1939 года проект танка Т-100 был готов за очень быстрый период времени. Танк СМК был готов еще быстрее  этого же года. На протяжении года конструкторское бюро также подготавливало разные модели и образцы танков, которые разрабатывались на базе Т-100. Например, в 1939 году Харьковский завод соорудил один из самых мощных танков в истории человечества, который получил название Т-100Z. На этой машине было установлено морское орудие, которое имело калибр 130 мм. Также на нём установили 152 мм гаубицу, которая располагалась в главной башне.

Основная концепция унифицированного основного боевого танка Т-100

Но то время уже знаменитыми и достаточно мощными танками были боевые машины типа КВ, которые были названы в честь народного комиссара Клима Ворошилова. Военные чиновники Советского Союза использовали КВ-1 в некоторых военных конфликтах, но выяснилось, что его пушка, которая имела калибр 76 мм не способна разрушать оборонительные сооружения противника. Поэтому было принято решение выпустить модернизированный и улучшенный образец КВ-2. История мирового танкостроения практически не знает подобных случаев, когда на вращающуюся башню было установлено настолько мощное вооружение. Перед началом боевых действий на территории Финляндии было выпущено только 4 образца танка КВ-2.

Танк КВ-2

Они сразу же были кинуты на линию Маннергейма. Специальными бетонобойный снарядами они пробивали заграждения на этой оборонительной линии. После того, как один танк вышел из строя, оказалось, что на его броне были найдены разнообразные вмятины от вражеских снарядов, общая численность которых составила 48.

Но ни один из снарядов противника не смог пробить броню этого танка. Поэтому боевую машину КВ-2 в 1939 году было принято поставить на конвейерное производство и вооружение. До 1941 года, то есть в упор до начала Отечественной войны, этот танк  выпускался на Кировском заводе.

Другие модификации советских танков

Конструкторы Советского Союза любили экспериментировать с разными видами вооружений, именно поэтому мир увидел разнообразные разработки и модификации танков. Например, в 1941 году в то время, когда уже началась Великая Отечественная война, в Ленинграде на заводе были разработаны танки с огнеметами, которые получили неофициальное название “химические”.

На базе Т-26 в эти годы начали разрабатывать первые в Советском Союзе самоходные артиллерийские установки. Также разрабатывали специальные танки местоукладчики и саперные, которые должны были разминировать местность. На базе танка Т-26 также были созданы так называемые “плавучие” боевые машины. Для того, чтобы это орудие могло плавать, были придуманы специальные надувные поплавки. В случае необходимости из поплавков извлекался воздух и танк мог ездить по дну реки, или озера. В нём присутствовала специальная труба, то есть своеобразный подводный ход.

Уменьшенная модель «Химического» танка с огнеметом

Нужно отметить, что советские конструкторы иногда додумывались до совершенно фантастических вещей. Так, например, конструктор Олег Антонов изобрел летающий танк. Это был специальный аппарат, своеобразный гибрид планера и танка. Он был изготовлен на базе Т-60. Не смотря на свою массивность боевая машина всё же смогла подняться в воздух,но двигатели перегрелись и танк был аварийно посажен на землю. Он так и не был поставлен на конвейер и изготовлен только в количестве одного пробного образца.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector