Зенитно-ракетный комплекс “Круг”. На страже советского неба
Содержание
Из огня, да в полымя
После капитуляции фашистской Германии, на землях Европы должен был воцариться мир. Кровавая мясорубка, которая вошла в историю как Вторая мировая война близилась к своему окончанию. Многие считали, что теперь все страны поймут, насколько разрушительна может быть подобная бойня, и ныне человечество входит в новую фазу своего существования.
Создание ООН, появление Всеобщей декларации прав человека, ратование за мир во всем мире. Но, к сожалению, человеческая натура такова, что, по ходу, без конфликта ей невозможно. Поэтому, вскоре после окончания горячей войны, началась война “холодная”.
Официальным стартом считают март 46-го года. Именно тогда началась открытая конфронтация двух сверхдержав. Одним из способов “померяться мускулами” была гонка вооружений, когда США и СССР стремились перегнать своего противника в качестве и количестве орудий смерти.
Начало разработки
В такой атмосфере очень остро стоял вопрос разработки не только средств нападения, но и также защиты. Одним из уязвимых мест Советского Союза было воздушное пространство.
В лидеры выбился Центральный научно-исследовательский институт под руководством В.Г. Грабина и конструкторское бюро “Новатор”, которым заправлял Л.В. Люльев.
К 58-ом году были разработаны первые конструкторские образцы будущего “щита” страны. Они и послужили причиной постановления Совета Министров зимой того же года о разработке и создании рабочего образца зенитно-ракетного комплекса “Круг”. Главным руководителем проекта поставили В.П. Ефремова, уже отличившегося до этого в сфере обороны воздушного пространства СССР.
Технические характеристики
В том же постановлении Совета Министров содержались четкие требования к новому ЗРК. Во-первых, он должен был поражать цели на высоте минимум в 3 км, а максимум — в 25 км. Дальность полета ракеты должна была составлять радиус в 45 км. Из десяти произведенных выстрелов минимум восемь должно достигать цели, а обнаружение объекта поражения должно было происходить на расстоянии в сто километров.
Разработку начали с создания шасси, которая на своем “горбу” и должна была таскать ракетный комплекс. Это задание поручили специалистам с Уралмашзавода. В качестве опытного образца взяли самоходную установку СУ-100П. В итоге конечный результат вылился в махину весом в 20 тонн, а грузоподъемностю — в 10. С ЗРК на борту, шасси выдавало максимальную скорость в 60 км/час. Естественно, по дорогам, по полям и степям такой “зверь” передвигаться не мог.
Чтобы упростить производство шасси, в качестве его основы хотели использовать технические элементы танка Т-55. СУ-100П к тому моменту уже не находилась в массовом производстве, поэтому такой вариант пришелся как нельзя кстати.
Также для этих целей использовали артиллерийский тягач, наименование — АТ-Т. Обладая меньшей скоростью передвижения(45 км/час), его грузоподъемность была больше чем у конкурента на практически пять тонн, что позволяло бы нести на себе на две ракеты больше.
Саму ракету разрабатывало упомянутое выше бюро “Новатор” во главе с Люльевым. Ей дали название КС-40, весила она полторы тонны, из них 173-ри килограмма приходилось на сам боевой заряд. Скорость полета — практически 2500 км/час. Быстро и эффективно!
Первые испытания
Пробные запуски начали проводить в конце 59-го года. В ходе них были обнаружены первые недочеты и ошибки в разработке — при отделении ракеты от стартовой установки, последняя разрушалась и моментально приходила в негодность. Но, впрочем, это никого не огорчило и не раздосадовало — испытательные работы только начались, и проводились они как раз для выявления таких оплошностей. Каждый продолжил делать свое дело.
К концу 1960-го года было проведено 24-и запуска ракет. Только половина из них были признаны более-менее удачными, в остальных случаях либо ракета разрушилась в полете, либо же она просто упала на землю, пролетев несколько сот метров.
Доведение до ума. Принятие на вооружение
Исполнение рекомендации и последующее улучшение КС-40 заняло примерно полтора года. Новые испытания стартовали в феврале 63-го и длились по август того же года. Было сделано 25 пусков, из которых только 7-мь признали успешными. Работы еще предстояло много. В ходе разработки возникало много вопросов, ответы на которые приходилось находить с нуля, не имея под собой никакой особой базы. Было принято ряд интересных инженерных решений, некоторые из них были новаторскими. Наконец, следующие пробные запуски, которые проводили уже зимой-летом 64-го года проходили пускай и не без проблем, но, в основном, успешно. Поэтому Государственная комиссия вынесла рекомендацию о принятии данного ЗРК на вооружение. Что, 26-го октября того же года, и сделал Совет Министров, приняв постановление.
В нем же и определялась кооперация работ по производству “Круга” — системы обнаружения производил Лианозовский завод, систему наведения изготовляли на Марийском заводе, а пусковые установки и сами ракеты делали на Свердловском заводе им. М.И. Калинина.
Заключение
Зенитно-ракетный комплекс “Круг” был одним из передовых оборонных изделий того времени. Его принимали на вооружение многие из стран, в основном — участники Варшавского договора. Создание и принятие на вооружение ЗРК подобного качества надолго обеспечило мирное небо над головой жителей Советского Союза.