ЗиЛ-4904 — засекреченный вездеход СССР

В истории автопрома Советского Союза есть много очень достойных экспонатов. Часто это общепризнанные и всем известные автомобили, грузовики. Но иногда это довольно странные и уникальные разработки, о которых мало кто знает. Одним из таких является шнекороторный вездеход ЗиЛ-4904.

История разработки и шнекороторов в целом

Пожалуй для начала стоит обьяснить, что это вообще за такое понятие, и как оно работает. Шнекоротор использует принцип поступательного движения винта, и имеет винтовую поверхность вдоль всей оси. Выглядит он примерно как жернова на старых мясорубках. Из-за этого такую технику в народе именно так и называют — мясорубки. 

Первый такой аппарат появился в 1868 году, а в России патент на его применение был получен в 1900-м. Тогда его применили на санях. Попытки применить его в транспорте были у Форда в 20-х годах. В СССР же этим занимались конструкторы завода имени Лихачева, а точнее Виталий Грачев, его отдел специализировался на различных проходимых аппаратах. Над самим же шнеком работал А.П. Селезнев. 

Идея сделать именно такого типа машину появилась тогда, когда стало ясно, что гусеницы и шины не всегда могут проехать по некоторым участкам поверхности. Тогда и приступили к работе и уже в 1972 году был представлен первый и единственный образец такого аппарата. Он должен был применяться во многих службах по всей стране. 

Конструкция и устройство

Шнеки делались из сплава алюминия и внутри чаще всего были полыми или наполнены полимером. В любом случае, такие устройства считались и выполняли роль амфибии. На этом аппарате стояли два двигателя по 180 л.с каждый. Для передачи крутящего момента была придумана трансмиссия, которая передавала усилия отдельно на каждый борт. Поворот осуществлялся благодаря рычагам и тормозу, и поворачиваться шнекоротор мог в любом направлении.

 Корпус был сделан из металла  и был водонепроницаемым. Кабину сделали из стеклопластика. Длина машины была 8 метров, из которых чуть больше пяти приходилось на шнек. Ширина и высота около 3 метров. Диаметр шнеков — 1.5 метра. Клиренс — 1.1 метр. Снаряженная масса составляла 7 тонн, и еще 2.5 тонны груза мог перевезти этот аппарат. 

Максимальная скорость аппарата составляет от 7 до 16 в зависимости от поверхности.

Ее особенности и дальнейшая судьба 

Что же такого уникального было в этой машине, чего не было в гусеничных и колесных вездеходах? Все просто. Так как шнеки работают по принципу винта, то чем больше зацепление с поверхностью, тем лучше. То есть там, где даже шины с самым низким давлением застрянут, шнекороторы спокойно проедут. Их минусом конечно является невозможность использования на более менее твердой поверхности типа асфальта и щебня. На таких поверхностях шнеки разбиваются и разбивают поверхность. 

Также у шнекоротора отсутствует подвеска, слишком громкие двигатели, не очень большая скорость, а также экологический вред почве. Эти минусы заставили руководство страны вернуться к старым вариантам вездеходов.  На место применения шнекоротор буксировали прицепом, при этом обув его в специальные шины. Его испытали в двух вариантах — пассажирском и грузовом. 

После этого данная модель стала использоваться как образец для других вездеходов и легких шнеков. 

До сих пор многие компании мира хотят сделать гибрид, который мог бы ездить по асфальту. Так что можно смело заявить, что все разработки были не зря.

 

 

Рейтинг автора
Автор статьи
Гафтко Степан
Написано статей
103
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector