В Советском Союзе умели и любили создавать тяжелую автомобильную технику. Это обусловлено бездорожьем а также тем, что такие машины требовались в большом количестве для нужд армии. Помимо обычных грузовиков, было много различных модификаций таких машин. Одной из них является полноприводный плавающий автомобиль ЗИЛ-49061.
Уникальный и нужный
Данное транспортное средство было сконструировано для того, чтобы искать и перевозить специальные капсулы с космонавтами после посадки. В 1966 была создана первая установка для поиска и эвакуации(ПЭУ-1), она стала предшественником ЗИЛа. А в 1971-м выпустили первую модель второго поколения. Выпуск начали в 1975 и продолжали его до 1991 года. В одном аппарате сочетался комплекс из трех отдельных установок: пассажирский ЗИЛ, с краном и местом для капсулы, и вездеход.
Неизвестно, почему название именно “Синяя птица”, хотя звучит очень хорошо и так привыкли называть это транспортное чудо.
Как он работает?
В задачу конструкторов входило сделать аппарат пригодным к обычной езде, а также к тому, чтобы плыть по воде. Это было реализовано благодаря 6-ти большим колесам и лодочному корпусу. Он был сделан из стеклопластика, а колеса автоматически подкачивались, чем прибавляли плавучести. На обычной дороге колеса подкачанны, на бездорожье их можно спустить. Управляемые только передние и задние колеса. Коробку передач взяли с ЗИЛ-130, а все остальное делалось специально для этой модели. Осуществлялась блокировка межбортового дифференциала. Двигатель стоял от ЗИЛ-130, V8 на 150 лошадиных сил. Отличием от обычного ЗИЛа является наличие тахометра. Тормозная система гидравлическая. Подвеска независимая торсионная.
Дверь для входа только сверху, и неудивительно, машина сделана для военных, а там больше ценят практичность а не комфорт. Хотя внутри довольно удобно, есть и капельница, и шторки на окнах и диваны мягкие. Все-таки космонавты — не совсем обычные люди. Под сиденьями также расположены все необходимые инструменты и медикаменты.
На панели управления большое место занимают различные радиосистемы. Педали были расположены очень удобно, если сравнивать с другими грузовиками того времени.
Обзорность и управляемость очень хорошие. Также была реализована шумо и термоизоляция. Мотор был размещен за кабиной, благодаря чему шума не было. Кабина была изолирована, также присутствовала система вентиляции.
Машины, вопреки всем мифам добирались до места спуска на воду не своим ходом а на самолетах.
Характеристики “Синей птицы”
- Максимальная скорость — 75 км/ч на дороге, в воде — 6-7 км/ч.
- Полный вес — почти 11 тонн, стартовый — 8 тонн.
- Длина автомобиля — 9.2 метра.
- Ширина — 2.4 метра.
- Высота — 2.9 метров.
- Материал кузова — стеклопластик.
- Снаряжение — радионавигационные системы и спасательное оборудование.
- Трансмиссия — 10 ступенчатая.
- Клиренс — 590 миллиметров.
- Производитель — завод имени Лихачева.
Достойная старость
Сейчас порядка 10 машин находятся на стоянке под Челябинском и доживают свой век. Сейчас они расгерметизированы, но до сих пор ездят. Такие автомобили навсегда останутся частью великой истории СССР, и будут еще долго напоминать о ее величии и гениальных конструкторах и их решениях. Свою работу они выполняли достойно и полностью оправдали свой выпуск.